ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ ДВОРЕЦ
Люксембургский дворец был построен для легендарной королевы Марии Медичи, а ее современники, восторгаясь новой резиденцией, говорили, что это самый прекрасный дворец в Париже, с которым не сравнится красотой ни одна резиденция. Монументальный дворец расположен в изумительном Люксембургском парке, который по красоте не уступает самому сооружению. Здесь изумрудные кроны деревьев соседствуют с роскошными цветочными клумбами, которые в большом количестве разбиты на территории парка. Сад украшен разнообразными скульптурами, а зелёные ветви могучих платанов создают тень и защищают посетителей парка от солнечных лучей. Основной изюминкой Люксембургского парка является фонтан Медичи, созданный в итальянском стиле.
Когда супруга короля Генриха IV, Мария Медичи овдовела, она решила покинуть Лувр и построить собственную резиденцию. Началом возведения дворца стала покупка в 1612 году небольшого особняка посреди парка, принадлежавшего герцогу Люксембургскому.
Первый камень дворца был торжественно заложен в апреле 1615 года, а проект величественного дворца разрабатывал архитектор де Бросс. Оформление внутренних интерьеров Мария Медичи поручила известному художнику Рубенсу. Написанная им серия «Жизнеописания Марии Медичи», насчитывающая 24 картины, была создана специально для украшения интерьеров Люксембургского дворца. Открытие Люксембургского дворца состоялось в 1625 году.
Но Мария Медичи недолго прожила в своей новой шикарной резиденции. Вступив в оппозицию по отношению к влиятельному и могущественному кардиналу Ришелье, вдовствующая королева жестоко поплатилась. Она была изгнана из страны своим собственным сыном королем Людовиком XIII.
В 1790 году Люксембургский дворец был национализирован и впоследствии превращен в государственную тюрьму. Люксембургский дворец не раз переходил из рук в руки. Так, с 1795 года он находился под управлением Директории, а начиная с 1799 года — Сената консерваторов. С 1814 года Люксембургский дворец становится местом заседаний палаты Пэров, а увеличение количества депутатов привело к реконструкции дворца.
Южный фасад дворца по планам архитектора де Жизора был выдвинут вперед на 30 метров, а на месте крыла был построен зал для библиотеки, купол которой был расписан Эженом Делакруа. Был построен и новый зал для заседаний, представляющий собой две соединенные полуокружности, в одной из которых были размещены места для сенаторов, а в другой – для президиума. Сенаторский зал вместил 321 роскошное кресло – именно столько депутатов заседало в Парижском сенате.
С 1958 года во дворце опять проходят заседания Сената. Сейчас Люксембургский сад открыт для широкой публики, сюда приходят и коренные парижане, и гости французской столицы, желающие полюбоваться фасадом бывшей резиденции Марии Медичи, а его интерьер открывается изумленным взорам широкой публики лишь раз в месяц.
Во дворце проводятся и художественные выставки, в его залах находились работы итальянского живописца Ботичелли, художника Филиппино Липпи, известного на весь мир Леонардо да Винчи, и популярного ювелира Рене Лалика.
ДОМ ИНВАЛИДОВ
История этого грандиозного сооружения началась в 1670 году, когда король Франции Людовик XIV издал указ о начале строительства Государственного Дома Инвалидов. В то время после многочисленных войн в стране было много состарившихся, увечных и просто слабых здоровьем бывших военнослужащих, которые в большинстве своём были бедны. Вся эта масса людей занималась кто попрошайничеством, кто воровством на улицах Парижа. Поэтому и было принято решение собрать и разместить их в одном месте, что гарантировало им безбедную старость и поднимало престиж армии.
Первая часть комплекса из пяти дворов была построена за 6 лет, что довольно быстро для того времени. А с 1674 года тут поселяются первые пенсионеры. Полностью строительство Дома Инвалидов было завершено только в 1706 году, то есть через 33 года после начала. Размеры сооружения и прилегающих площадей поражают. Одних коридоров в зданиях более 16 км. Архитектурный ансамбль имеет общий размер 400 на 450 метров. Со стороны Сены через широкую эспланаду открывается величественный вид на фасад дома, шириной 196 метров и главный позолоченный купол высотой 107 метров.
Изначально сооружение было рассчитано на приём 1500 постояльцев, но к 1714 году там проживало уже более 4000 бывших солдат и офицеров. Распорядок дня и дисциплина в Доме Инвалидов была военно-монастырской.
Конечно, сегодня название Дома Инвалидов в Париже чётко ассоциируется с именем Наполеона Бонапарта. Могила великого полководца находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов. В 1840 году с острова Св. Елены был доставлен гроб с телом Наполеона, который установили в специально для этого построенной гробнице. Громадный саркофаг размерами 4х2х4,5 метра и весом 35 тонн высечен из прочного, как алмаз, карельского порфира – двухсоттонную глыбу этого минерала царь Николай I подарил французскому правительству специально для памятника. Установлена усыпальница на постаменте из зеленоватого гранита. Вокруг стоят двенадцать крылатых Побед, высеченных Жаном Жаком Прадье из каррарского мрамора. На каменном полу видны названия городов, возле которых Наполеон одерживал победы, в том числе – Москвы.
Со временем Дом Инвалидов в Париже приобретает всё большее значение как музей. Сначала в 1777 году из Лувра перевозят часть экспонатов военной тематики, и организуется Музей Планов и Рельефов. А в 1872 здесь открывается Музей Артиллерии, который в 1905 году был объединён с Музеем Истории Армии и стал называться Музей Армии, сегодня он занимает большую часть здания. Эти два, а ещё Музей Ордена Освобождения и Музей Современной Истории существуют и сегодня.
Удивительно, но и в наше время в Доме Инвалидов всё ещё проживает некоторое количество ветеранов второй мировой войны и Сопротивления.
ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ
Елисейские поля — знаковая улица для парижан, куда они приходят в дни всенародного ликования или скорби. Для всего мира Елисейские поля — символ роскоши и богатства, одна из самых фешенебельных улиц мира. Длина улицы, которая протянулась от площади Согласия до площади Шарля де Голля, составляет чуть более 1915 метров, а ширина 71 метр. Каждый час по ней проходит до 80 тысяч человек.
Елисейские поля начинаются на площади Согласия, в центре которой возвышается стела — подарок вице-короля Египта Наполеону. До преподнесения её в дар французскому императору стела более тридцати столетий украшала собой храм Рамзеса II в Луксоре. Окружают стелу два фонтана, украшенные фигурами мифологических персонажей. Тут же, на площади, находятся 8 статуй, каждая из которых является символом крупного города Франции — Марселя, Лиона, Ниццы и других. В 1795 году здесь же были установлены две парные скульптурные группы — «Укротители коней» и «Кони Марли». Сегодня на их месте стоят копии, а оригиналы, пострадавшие от времени, перевезены в Лувр.
Большой дворец расположился в южной части Елисейских Полей. Строительные работы по его возведению начались в 1897 году, и конечный результат превзошёл самые смелые ожидания – перед всеми предстало величественное сооружение со стеклянной крышей и огромным количеством скульптур, украшающих снаружи весь периметр. Торжественное открытие было приурочено к началу Всемирной выставки 1900 года. По задумке авторов Дворец должен был стать самым узнаваемым зданием в городе, ведь его архитектура достаточно необычна – сочетание классического и нескольких других направлений, позднее этот стиль получил название «боз-арт». Внутри расположен огромный зал, который трансформируется под любое мероприятие. Западное крыло – музей открытий и изобретений, часть северного отведена для Художественной галереи.
Малый дворец изначально был предназначен для проведения выставок по истории французского искусства, поэтому его называли павильоном. Строительство павильона пришлось на период 1897-1900 гг. по проекту архитектора Шарля Жиро. Большой дворец, который проектировал тот же архитектор, находится напротив Малого. Оба дворца окружены колоннадами, роскошно украшены скульптурными композициями.
В настоящее время Малый дворец расположил в себе городской музей изящных искусств. Здесь находятся предметы эпохи Ренессанса, Средневековья, коллекции египетского, греческого, римского искусства, коллекции мебели, картин, гобеленов. Словом, здесь можно увидеть экспонаты, начиная с античной эпохи и заканчивая началом XX столетия.
По другую сторону от Елисейских полей за живой изгородью можно увидеть и Елисейский дворец, ещё одно знаковое место Елисейских полей. Елисейский дворец — резиденция всех французских президентов с 1873 года. Среди его владельцев в своё время были и мадам де Помпадур, и супруга Наполеона Жозефина. В Серебряном салоне дворца Наполеон подписал своё отречение от престола, а в Золотом салоне, обстановка которого не менялась с 1861 года, находится личный кабинет главы Франции.
Самая выдающаяся достопримечательность Елисейских полей — Триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Монумент возвели по приказу Наполеона в память о тех, кто сражался за Францию во время революций и наполеоновских войн. У её подножия проводятся мероприятия, посвящённые важным событиям в жизни Франции, а также праздники и народные гуляния. Рядом с аркой расположена Могила Неизвестного Солдата и горит Вечный огонь. Парижане говорят: «Если ты не видел Елисейских полей и не подошел к Триумфальной арке – ты не был в Париже».
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
Триумфальная арка находится на площади Шарля де Голля (Звезды) в западной части восьмого округа Парижа на правом берегу Сены. Арка была возведена по приказу Наполеона как символ легендарных побед его всемогущей армии. Строительство арки под руководством архитектора Жан-Франсуа Шальгрена началось в 1806 году после знаменитого сражения под Аустерлицем, где армия Бонапарта одержала триумфальную победу над силами коалиции европейских держав. Однако великому императору не суждено было увидеть монумент, так как в 1811 году работы были приостановлены после того, как его военные кампании стали терпеть поражение одно за другим. Только спустя 25 лет по распоряжению последнего короля Франции Луи-Филиппа архитектор Абель Блуэ возобновил строительство арки, которое завершилось в 1836 году.
Триумфальная арка поистине соответствует своему названию. Она выполнена в античном стиле и является самой большой в мире. Ее высота достигает 50 м, ширина – 45 м, а высота свода – 29 м. На сооружении выделяются четыре скульптурные группы, символизирующие важные вехи в истории Франции, под названием «Марсельеза», «Триумф 1810 года», «Сопротивление» и «Мир». Над арочным проемом находятся барельефы, изображающие события времен Великой французской революции и Первой империи. Под сводами на стенах высечены названия известных сражений и несколько сотен имен французских офицеров. В честь знаменитых ста дней правления Наполеона вокруг арки воздвигли сто гранитных тумб, соединенных между собой чугунными цепями. В наши дни внутри монумента расположен музей, магазин сувениров, а наверху – смотровая площадка, откуда открывается чудесный вид на Елисейские поля, Эйфелеву башню и башню Монпарнас.
В 1840 году под аркой проехал кортеж с прахом Наполеона, привезенным с острова Святой Елены. Впоследствии арка стала венчать «Триумфальный путь» погребальных процессий выдающихся военачальников, политических и культурных деятелей Франции. В 1921 году сюда торжественно перенесли останки Неизвестного солдата, героически погибшего в Первую мировую войну. Спустя два года впервые в Западной Европе здесь зажгли вечный огонь в честь воинов, отдавших свои жизни в эту войну. В1944 году под сводами арки прошла освободительная армия Шарля де Голля, которую радостно приветствовали ликующие парижане. Ежегодно 14 июля, в День взятия Бастилии, перед аркой на Елисейских полях проходят грандиозные военные парады с возложением венков к вечному огню.
Воздвигнутая на возвышении величественная монументальная Триумфальная арка стала символом французской столицы, который напоминает о важных страницах истории страны и ее героях.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА
Церковь Святого Августина или сокращенно Сент-Огюстен – это действующая католическая церковь, расположенная в VIII округе Парижа. Главный фасад выходит на одноименную площадь треугольной формы. Необходимость создания храма была продиктована бурным ростом населения в этом районе во времена барона Османа, сенатора и градостроителя, который придал Парижу новый современный облик. Строительство под руководством архитектора Виктора Бальтара велось на протяжении одиннадцати лет и было завершено в 1871 году.
Церковь, прежде всего, ошеломляет своими размерами. Ее длина составляет около ста метров, а высота главного купола достигает 80 метров. Здание выполнено в стиле эклектика, в котором нашли отражение черты романской и византийской архитектуры. Главной трудностью при возведении храма стало то, что церковь надо было построить на V-образном пространстве между улицами. Поэтому для ее создания применили новейшую технологию того времени, построив храм на металлическом каркасе и обложив его натуральным камнем.
Поражает красота как внешнего, так и внутреннего убранства Сент-Огюстена. В нижней части главного фасада находятся три эффектных арочных прохода, над которыми изображены четыре автора Евангелия. Над церковными вратами расположен барельеф с изображением Христа и двенадцати апостолов. Фасад также украшен огромным окном-розой с витражами, изображающими епископов и христианских мучеников. Внутри церкви купол расписан знаменитым французским живописцем Бугро. Арки, которые поддерживают своды главного нефа, напоминают кружево, выполненное из металла. Они прекрасно сочетаются с готическими витражами и аркадами. Сент-Огюстен также известен своим уникальным органом, ставшим одним из первых инструментов, в конструкции которых были использованы электрические элементы.
В 1896 году перед церковью воздвигли второй в Париже конный памятник Жанне д’Арк, созданный скульптором Жаном Дюбуа.
Храм, построенный в честь великого философа и богослова IV-V веков Святого Августина, который разработал поразительно глубокое учение об отношениях между Богом и человеком, оправдывает свое предназначение. Многие люди испытали на себе его влияние, ощутили духовное преображение, включая знаменитого исследователя Африки блаженного Шарля де Фуко.
САД ТЮИЛЬРИ
Старейший и крупнейший парк Парижа Сад Тюильри находится в I округе, историческом центре французской столицы. Он занимает территорию в 25,5 гектаров, раскинувшуюся от Лувра до площади Согласия и ограниченную с одной стороны Сеной, с другой – улицей Риволи.
Более 400 лет назад здесь добывали керамическую глину и изготовляли черепицу, от которой и произошло название парка, так как «тюиль» в переводе с французского языка означает «черепица». Строительство парка и одноименного дворца началось в 1599 году по приказу Марии Медичи и проекту Бернара Палисси, который спланировал сад в итальянском стиле, разделив его на квадраты параллельными и перпендикулярными дорожками.
При Людовике XIV дворцовый парк оборудовали аттракционами, киосками и даже общественными туалетами, которые в то время были в диковинку, и открыли для массового посещения. Он стал первым публичным парком в Париже.
Однако через сто лет его облик кардинально изменился благодаря усилиям ландшафтного архитектора Андре Ленотра. Аллеи приобрели правильную геометрическую форму, по направлению к Елисейским полям была проложена центральная аллея, оформлена набережная Сены, появились бассейны. Территория парка увеличилась вдвое.
Дворец не сохранился до наших дней. В 1871 году во время Парижской коммуны его сожгли как символ ненавистной монархии. Спустя одиннадцать лет руины убрали, и парк стал еще больше.
В саду Тюильри не раз проходили торжественные и знаменательные события. Например, в 1783 году здесь впервые запустили воздушные шары, а в 1898 году прошло первое автошоу.
В прошлом столетии парк подвергся коренной реконструкции, но сохранил планировку великого Ленотра. Сад полностью изолировали от автомобильного движения. Высадили большое количество новых деревьев и кустарников, многие из которых привезли из других стран. Это – настоящий музей скульптуры под открытым небом, где можно увидеть работы великих мастеров XVII – XX веков, включая Родена, Куазевокса, Карпо, Эрнста, Майоля. На территории парка находятся два художественных музея, множество фонтанов и два бассейна. Везде стоят стулья для желающих отдохнуть.
Неудивительно, что этот роскошный сад, который является самой большой и регулярно действующей парковой зоной во Франции, стал излюбленным местом отдыха парижан и туристов.
Виолетта Жигулина