У каждого времени – свои герои. И если раньше эти герои в большинстве своем имели длинный шлейф из мужества и героизма, то в наше время им на смену стремительно приходят иные персонажи. Главные отличительные черты этих новых героев – уход от порой жесткой реальности в свой – вымышленный или созданный мир. В лучшем случае – компьютерный. Если раньше в детворы главным занятием был дворовой футбол, чуть позже – дворовое пьянство, то в наши дни – компьютерные игры.
Собственно, в этих играх не нужно искать дьявола. Они так же имеют право на жизнь, как в прежние годы тот же дворовой футбол. Или хорошо маскируемое плохое пьянство. Более того, по своей популярности эти самые игры уже превзошли и первого своего дальнего сородича, и второго.
В конце девяностых годов прошлого века любители таких видеоигр – геймеры – уже начали соревноваться в сети друг с другом. Так родился киберспорт.
Поначалу видеоигры были невинной шалостью. Дорогой игрушкой для тех, у кого был компьютер. И модем. Все эти «стрелялки», убийства монстров и компьютерный футбол поначалу воспринимались, как «чем бы дите не тешилось», или как отличное времяпрепровождение в рабочем офисе во время обеденного перерыва. Да и не только во время оного. Однако с каждым годом эти игры стремительно вырастали со своих коротеньких «штанишек», завоевывая авторитет во всем мире. В конце девяностых годов прошлого века любители таких видеоигр – геймеры – уже начали соревноваться в сети друг с другом. Так родился киберспорт.
Поначалу эти «состязания» нигде не воспринимались всерьез. Не говоря уже о том, что спорта как такового в них – не намного больше, чем в карточной игре в дурака. Однако с каждым годом интерес к этому самому киберспорту стремительно рос, и не замечать его уже не получалось. Хотя называть его одним из видов спорта все еще не спешили.
Собственно, почти все серьезные виды спорта прошли через «сито» непонимания. И даже запретов. Сейчас почти невозможно представить, что в свое время, кстати, не такое уж и далекое, футбол приравнивался к уличной драке. Его называли не иначе, как «двоюродным братом алкоголизма». Времена изменились, и нынче этот «брат» – повсеместно «спорт номер один».
Страшно признаться, но сейчас киберспорт на пути к своей официальной легализации существенно опережает по графикам тот же футбол. Да и другие весомые виды спорта.
Страшно признаться, но сейчас киберспорт на пути к своей официальной легализации существенно опережает по графикам тот же футбол. Да и другие весомые виды спорта.
Некоторым очень популярным спортивным дисциплинам для того, чтобы достичь уровня проведения чемпионата мира, пришлось ждать столетия. Киберспорт это некогда громадное расстояние преодолевает за годы. На данный момент проводятся мировые первенства сразу в нескольких дисциплинах, наиболее престижные среди которых Dota 2, FIFA и «Контра». Первый и последний подвид – «стрелялки». Однако эти игры существенно отличаются. Если в Dota 2 нужно разрушить трон оппонента, а среди «участников боевых действий» – сплошные вурдалаки, змеи, вампиры и прочая живность из мира сказок, то в «Контре» – все проще. Или сложнее. Ты играешь роль либо террориста, либо спецназовца. Кто в итоге больше всех перестреляет, тот и молодец. То есть победитель. FIFA – тоже игра, однако стрелять и разрушать троны в этом случае не нужно. Ты выбираешь себе футбольную команду (типа «Реал», «Барса» или фастовский «Рефрижератор»), подбираешь игроков, и играешь в футбол с такими же любителями. Кто больше забил мячей за отведенное время, тот и выиграл. Казалось бы, все просто до безобразия. Детские игры. Однако победители международных турниров (а таковых в этой отрасли проводится множество) зарабатывают отнюдь не детские гонорары.
С 2011 года проводится чемпионат мира по игре Dota 2 – одной из наиболее популярных в мире видеоигр – The International. Призовой фонд премьерного The International составил один миллион шестьсот тысяч долларов. С тех пор этот турнир, являющийся, по сути, главным событием в мире киберспорта, стал не только регулярным, но и его призовой фонд вырос в разы. В 2013 году его гонорарный фонд увеличился почти до трех миллионов долларов, в 2014 – уже почти до 11 миллионов, а в прошлом году – стал свыше двадцати миллионов долларов!
В нынешнем году чемпионат мира по киберспорту пройдет в августе в США. Так вот, призовой фонд этого турнира уже побил все рекорды – почти 22 миллиона долларов.
Откровенно говоря, эти цифры ошеломляют. Призовой фонд главного турнира мирового тенниса – Уимблдона – уже меньше, нежели прошлогодний «кошторис» – The International. И, что самое показательное, это еще не предел. В нынешнем году чемпионат мира по киберспорту пройдет в августе в США. Так вот, призовой фонд этого турнира уже побил все рекорды – почти 22 миллиона долларов. Более того, этот фонд еще обязательно вырастет, так как он пополняется за счет самих же игроков. Приверженцы видеоигр скупают все то «железо», которое выпускают разработчики, и часть средств от этих продаж идет в общий фонд турнира.
The International 2017 пройдет в Сиэтле, в 17-тысячной арене. Чтобы попасть на турнир в качестве болельщика, нужно купить билет. За 100 долларов. А если на финал, то нужно заплатить в два раза больше. За победу будут соревноваться 18 команд, в каждой из которых – по пять участников. Все команды накануне мирового первенства проходят изнурительные тренировки, отборочные игры. Почти в каждой уважающей себя команде есть врач, тренер и психолог. У них есть свои фаны по всему миру, а телеаудитория растет с каждым годом. И по своему охвату приравнивается к мировому хоккейному чемпионату. Чем вам не новый вид спорта? Тем более, что в Международном Олимпийском Комитете уже всерьез собираются включить киберспорт в программу Олимпийских видов спорта. И уже сейчас пытаются серьезно бороться с допингом в киберспорте.
Однако, в принципе, отношение к этому занятию повсеместно еще не «ахти». Лишь в одной стране мира – России – киберспорт официально признан видом спорта. Алишер Усманов, один из богатейших людей мира, инвестировал в российский киберспорт больше 100 миллионов долларов. В других странах – по-разному. Где-то его участников приравнивают к настоящим спортсменам (как в США), а где-то – попросту не обращают внимание. Что касается Украины, то до официального признания киберспорта в нашей стране еще очень далеко, хотя у нас в этой связи есть чем гордиться. На упомянутом выше премьерном чемпионате мира – в 2006 году, украинская команда – Natus Vincere – стала чемпионом. Кто знает, может через десяток лет ее достижение впишут золотыми буквами в не менее золотой фонд мировой киберспортивной классики.
Так или иначе, но закрыть глаза на эту непривычную для людей среднего возраста (да и не только) затею уже не получится. При всем желании. Один миллиард долларов – примерно в столько оценивается годовой оборот этой индустрии. 250 миллионов человек – примерно такая годовая аудитория киберспорта. И, нужно понимать, и первая, и вторая цифра год от году будут расти. Так что не за горами то время, когда The International будет транслироваться по всему мира на центральных телеканалах, а его призовые и телеаудитория будут выше, чем на футбольных Мундиалях.
Александр Панфилов