Почти два года назад было установлено, что гробница, где, согласно Евангелию, был похоронен Иисус, может обвалиться. Полиция временно запретила паломникам входить в Святую Кувуклию в Иерусалимском храме Гроба Господня. Кувуклия (в переводе с греческого «покой, опочивальня») — это небольшая (6 × 8 м) купольная часовня из жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.
Такое решение вызвало недовольство верующих, которые приехали со всего мира, чтобы увидеть святое место, и побудило периодически конфликтующие христианские фракции, которые управляют церковью и не раз устраивали потасовки в Кувуклии, к совместным действиям. В 2015 году после нелегких переговоров было заключено соглашение между главными конфессиями христианской церкви — Греческой православной патриархией, орденом францисканцев и патриархией Армянской Апостольской церкви – о том, чтобы приступить к реставрации святыни. Предполагалось, что реставрация будет стоить не один миллион и продлится больше года.
Ранее в этом году преподобный Самуэль Агоян, лидер Армянского патриархата, дал интервью «Нью-Йорк Таймс», в котором признал влияние израильских властей на решение начать реставрацию. «Кто-то должен был нас подтолкнуть, – заметил он. – Если бы израильское правительство не вмешалось, никто бы ничего не сделал».
Еще один фактор, который повлиял на то, что реставрация заняла такой долгий срок – отсутствие финансирования. Но со временем деньги на реализацию этого проекта стали поступать из самых разных источников. Среди самых крупных меценатов были «Эгейские авиалинии» (Греция), Всемирный Фонд памятников в Нью-Йорке и король Иордании Абдалла II.
Многие историки и археологи считают, что Храм Гроба Господня действительно является историческим местом распятия и погребения Иисуса. Соответственно, верующие считают, что и воскрешение произошло именно здесь, хотя далеко не все эксперты сходятся с ними во мнении по этому вопросу.
Место, на котором была построена церковь, находилось за пределами городских стен Иерусалима во времена Иисуса, и вокруг церкви были найдены десятки высеченных в камне гробниц, подтверждающих, что это место было еврейским кладбищем в период Второго Храма.
Во втором веке римляне, поклонявшиеся многим богам, ополчились против иудаизма и молодой религии, известной как христианство. Евсевий Кесарийский утверждает, что при императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера, чтобы последователи Иисуса не могли посещать его гробницу.
Около 325 н.э. первый христианский император Рима Константин приказал снести храм Адриана. В 325 г. Его мать, императрица Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество на Святую землю после сновидения, «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».
По указанию Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой, по преданию, был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).
На месте находок Елена заложила первый Храм Гроба Господня.
Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду с Гробом Господним, называемую Анастасис (Воскресение), базилику (Мартириум), обращенную алтарем в сторону Анастасиса, и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.
Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.
В 638 войска Праведного халифата захватили город и в 1009 году, Фатимидский халиф Аль-Хаким Би-Амр Аллах, известный как безумный калиф, разрушил церковь. Но меньше чем столетие спустя церковь была перестроена, а затем отремонтирована крестоносцами в 12 веке.
Ближе к нашему времени, в 1808 году, в храме случился разрушительный пожар, в результате которого потолок ротонды обрушился на Кувуклию и разрушил большую часть внешней отделки. Внутренняя отделка почти не пострадала (большая часть мраморной отделки внутри восходит к 1555, когда реконструкцию проводил Францисканский орден). В 1810 году греческий архитектор Николай Комнинос восстановил большую часть внешней конструкции.
После того, как землетрясение 1927 года повредило Кувуклию, британские власти построили «клетку» из железных балок, чтобы поддержать ее.
Когда нынешняя реставрация будет закончена, святыня должна, наконец, стать достаточно прочной, чтобы выстоять без железных балок, и они будут удалены.
Кроме того, что дождевая вода текла с прохудившейся крыши ротонды, в которой расположена Кувуклия, влага просачивалась в фундамент и из устаревшей и пришедшей в негодность системы канализации, которая проходит в тоннелях под храмом. В результате гробница разрушалась, как сверху, так и снизу.
Кому же поручить подобную реставрацию, когда ставки столь высоки? Кого звать на помощь, когда речь идет о главной святыне миллионов христиан на всей планете?
Профессор Антония Моропулу из Афинского политехнического университета (Политехниона) возглавила проект. Учитывая, что Моропулу проводила реставрацию собора Святой Софии в Стамбуле, Египетского храма в Луксоре и десятков греческих памятников старины по всему побережью Средиземного моря, преподавала в Принстоне, а университет, где она работает, является всемирно известным центром инженерно-строительного искусства, ее кандидатура идеально подходит для выполнения столь ответственной задачи.
Как выяснилось в процессе изучения состояния постройки, кладка разбухла от влаги, и не могла нести весовую нагрузку. По словам профессора Моропулу, «это ставит под угрозу исход инженерного вмешательства». Реставраторы настаивают, что нужно провести правильный монтаж канализационной системы и системы водоотведения и обеспечить поддержку данного сооружения снизу, потому что сильно пострадал сам фундамент.
В целях придания прочности постройке, команда реставраторов устанавливает титановые стержни под мраморные плиты 19 века, которые украшают Святую Кувуклию снаружи.
Сама Кувуклия состоит из двух помещений. В первом – приделе Ангела – хранится часть камня, запечатывавшего вход в пещеру после того, как тело Иисуса было помещено внутрь. На этом камне, согласно Евангелию, отвалив его от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам о Воскресении Христа. Во втором помещении, которое представляло собой высеченную в природной скале гробницу, находилось ложе. Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает погребальное Ложе (200 × 80 см, высота от пола 60 см). Ложе было сильно повреждено паломниками, которые старались отколоть и унести с собой частицу реликвии. Поэтому оно было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.
Одним из самых ожидаемых этапов реставрации было снятие этой мраморной плиты над могилой. 26 октября 2016 года плиту осторожно сняли. На протяжении 60 часов гробница Иисуса была открыта. Только несколько священников, ученых и инженеров смогли заглянуть внутрь прежде, чем она была снова запечатана. Никто из ныне живущих никогда не видел ее раньше, и, вероятнее всего, ни один из нас не доживет до следующего вскрытия Гроба Господня.
Под внешней мраморной плитой реставраторы обнаружили еще одну плиту – серую, с выбитым на ней крестом крестоносцев, поэтому предположили, что он относится к периоду крестовых походов. Под этой серой плитой обнаружился насыпной материал, а когда его убрали с разрешения глав конфессий, открылся камень погребального ложа гробницы Христа.
Внутри гробницы были обнаружены две потрясающие находки. Во-первых, под материалом-наполнителем под плитой крестоносцев в скале пещеры, в которой был похоронен Иисус, были найдены круглое углубление и выдолбленные канавки. Профессор Моропулу считает, что они типичны для захоронений этого периода: круглое углубление было предназначено для головы усопшего, а канавки – для сбора жидкостей тела.
А во-вторых, в ходе анализа Моропулу нашла следы благовоний и масел, которыми много столетий назад натирали камень паломники и священники.
Когда реставрация будет завершена, паломники, которые прежде посещали гробницу, заметят два изменения в усыпальнице. Первое – прямоугольное оконце во внутренней стене, которое команда Моропулу вырезала, чтобы посетители могли видеть камень, на котором лежало тело Христа. Второе – это отверстия в потолке верхней части гробницы, которую можно увидеть, если немного вытянуть шею.
Реставраторы обнаружили фрески, почерневшие от столетней копоти свечей паломников. Их очистили и покрыли защитным слоем. На средневековых фресках изображены ангелы Михаил и Гавриил, три женщины, присутствовавшие на распятии, согласно Евангелию от Иоанна — Мария Магдалина, Мария Клеопа, мать Иисуса, Мария, а также другие женщины, последовательницы Его учения. Теперь фрески приобрели былую яркость, их расположили по кругу высоко над местом захоронения.
Междисциплинарная команда из 50 человек работает с семи вечера до шести утра, когда церковь закрыта, чтобы не прерывать ежедневный поток тысяч туристов. И хотя вокруг Кувуклии выстроили леса, временные стены, и стало тесновато, паломникам и туристам не мешают работы по реставрации.
В закрытой для посетителей латинской галерее церкви, расположенной на одном из верхних уровней храма-ротонды, где отправляли обряды члены ордена францисканцев, греческая команда устроила лабораторию по очистке и восстановлению камней, которые были сняты с Кувуклии. А в другом помещении, уже вне стен ротонды, установили вторую лабораторию с радаром и оборудованием для термографии для диагностики проблем постройки еще до начала фактической работы над объектом.
Однако реставраторов беспокоит, что даже после реставрации во время богослужений и молитв паломники будут зажигать свечи. С одной стороны, это приводит к тому, что декоративные элементы покрываются копотью, а с другой, жар от свечей может повредить кладке. По мнению профессора Моропулу, отношение паломников должно меняться, иначе постройка снова пострадает. Христианские конфессии должны приложить усилия для защиты святыни во время богослужений и посещений паломников.
Виолетта Жигулина