ДВОРЦОВЫЙ МОСТ
В восточной стороне знаменитого бульвара Унтер-ден-Линден расположен Дворцовый мост – архитектурная достопримечательность, соединяющая остров Шпрееинзель и район Фридрихсвердер.
В пятнадцатом веке на месте современного Дворцового моста уже располагался деревянный мост. Этот мост, состоящий из семи арок и выполненный из дерева, использовался для доставки строительных материалов при возведении первого Городского Берлинского Дворца.
В начале XIX века решено было возвести новый мост. Создание проекта моста было поручено архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. Уже в 1819 году был предоставлен первый проект моста. Новый мост должен был органично вписаться в архитектурный ансамбль Оперной площади.
29 мая 1822 года был заложен первый камень в основание моста, тогда же мост получил свое название Дворцовый. Сводчатый мост состоял из трех сегментов, выполненных из песчаника, высота моста позволяла пропускать речные суда, не прибегая к разводным механизмам.
Мост должны были ввести в эксплуатацию до дня свадьбы тогда еще кронпринца Фридриха Вильгельма IV. Официально Дворцовый мост открыли только в 1824 году.
Карл Фридрих Шинкель в своем проекте для украшения моста планировал использовать восемь скульптур, символизирующих победы в Освободительных войнах. Он же разработал и решетки моста – с тритонами, сиренами и морскими коньками с трезубцами. Эскизы оград, придуманные Шинкелем, были использованы при строительстве Аничкова моста в Санкт-Петербурге.
Русло Медной канавы, именно так назывался рукав Шпрее, через который переброшен Дворцовый мост, в 1912 году значительно углубили, а через двадцать шесть лет в 1938 году мост был укреплен железобетонными конструкциями.
Дворцовый мост – один из немногих мостов, уцелевших после бомбардировок Берлина. Он получил лишь незначительные повреждения.
Во времена ГДР в 1951 мост получил имя Маркса и Энгельса, как и именовался вплоть до 1991 года. Однако скульптуры в то время мост не украшали. Они были отреставрированы и вернулись на мост только в 1984 году. Тогда же, в восьмидесятые годы, на мосту после масштабной реставрации появились фонари. Были значительно усилены колонны, существенно обновились и декоративные элементы моста.
После объединения Германии, 3 октября 1991 года, мосту вернули историческое название. В период с 1995 по 1997 год был проведен капитальный ремонт моста.
Сегодня Дворцовый мост считается самым красивым в Берлине и привлекает тысячи туристов, приезжающих в Берлин, чтобы ознакомиться с многочисленными достопримечательностями в исторической части города.
Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота – всё, что осталось от старинных городских стен Берлина XVIII века. В пределах столицы Пруссии они находились на окраине города, а сегодня заняли почетное место в центре мегаполиса. Фридрих Вильгельм II отдал распоряжение возвести на пути к королевскому дворцу – на улице Унтер-ден-Линден – ворота, которые служили бы эмблемой мира. Строительство «Ворот мира» длилось с 1789 по 1791 годы. За будущий шедевр принялся прусский архитектор Карл Готтгард Лангганс. Он решил использовать в качестве наглядного пособия афинские Пропилеи, ворота легендарного Акрополя. Вдохновленный греческой архитектурой, Лангганс привнес ее элементы в свое творение, положив начало стилю «берлинский классицизм». Современные путешественники, побывав на Парижской площади Берлина, могут вблизи рассмотреть это великолепное произведение искусства
Бранденбургские ворота, вслед за Пропилеями, имели два ряда колонн (прусский зодчий выбрал для них «мужской», дорический ордер), которые покрывало перекрытие. Толщина колонных рядов равнялась 11 метрам. Колонны, в свою очередь, образовали пять проходов, причем центральный проем был шире всех остальных. Им не могли пользоваться простые смертные – только иностранные послы и особы королевских кровей. Остальные граждане Берлина входили в боковые проемы. В общей сложности, высота ворот составляет 26 метров, а длина — 65,5 метров.
В работе над заказом прусского монарха участвовал и знаменитый скульптор Иоганн Готфрид Шадов, творивший в стиле классицизма. Именно он занимался 6-метровой квадригой, украшающей аттик над карнизом Бранденбургских ворот, а также скульптурами и рельефами.
Развернутая на восток колесница, запряженная конной четверкой, первоначально принадлежала богине мира Эйрене, державшей в руках оливковую ветвь. Однако после возвращения квадриги в 1814 году из Франции, куда ее, как добычу, увез восхищенный Бонапарт, Эйрена уступила место Виктории – богине победы. Оливковую ветвь заменили Железным крестом работы Фридриха Шинкеля в знак триумфа над Наполеоном.
Рельефы монументальных ворот украшает множество аллегорических фигур. Цвет ворот первоначально был ослепительно белым. Но за свою долгую жизнь Бранденбургские ворота успели его несколько раз поменять. После начала реставрационных работ в 2000 году берлинцам, ввиду грязного облика триумфальной арки, предложили выбрать новое цветовое решение. И снова победил белый.
Бранденбургские ворота не раз отметились в анналах истории Германии. В 1806 году, когда прусская армия потерпела поражение в бое под Иеной и была вынуждена сдать Берлин, часть арки отбыла во Францию. Наполеон был первым, кто использовал эти ворота для триумфального шествия. Трофей императора вернулся на свое место после падения его империи – теперь ворота превратились в символ победы над Бонапартом.
Бранденбургские ворота продолжали играть знаковые роли и в ХХ веке: в 1918 и 1920 годах через них маршировали контрреволюционеры, возвещая появление Германской республики, а в 1933 году именно здесь эсэсовцы с факелами приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера.
После Второй мировой ворота 28 лет были символом разъединения Германии, а после 1989 года стали воплощением воссоединения страны.
Вихрь столетий Бранденбургские ворота стойко выдержали. Последние из 18 ворот старинной городской стены служат сегодня символом единства и напоминают о бурной истории Европы и Германии.
МОСТ ЛИБКНЕХТА
Мост Либкнехта – один из самых красивых мостов немецкой столицы. Он переброшен через реку Шпрее в центре Берлина и составляет часть улицы Карл-Либкнехт-штрассе.
Изначально в этом месте над рекой возвышался деревянный пешеходный мост, который обрушился в начале XVIII века. И только в 1832 году был возведен новый мост, опиравшийся на чугунные колонны. В 1886 году по распоряжению императора Вильгельма I началось строительство нового каменного моста. В то время шла коренная реконструкция центра города, сносили старые дома, объединяли улицы. Возведение моста было продиктовано необходимостью проложить новую широкую улицу через старый город. Работы закончились осенью 1889 года. В итоге получилось поистине монументальное сооружение, состоявшее из трех арок. Средняя арка была декорирована фигурной аллегорической композицией на тему войны и мира. На парапетах стояли обелиски с бронзовыми фигурами, а на опорах – четыре бронзовых барельефа с головой медведя высотой 1,75 м. Проезжая часть имела деревянное покрытие, чтобы заглушать шум, производимый конными экипажами. Мост назвали в честь кайзера Вильгельма I, скончавшегося годом раньше.
Во времена нацисткой Германии мост начали сносить, барельефы, декоративные детали и скульптуры сняли для переплавки. Знаменитые медвежьи головы вывезли в США. В апреле 1945 года мост был взорван армией Вермахта, чтобы осложнить продвижение советских войск через Шпрее.
После войны здесь снова стоял деревянный пешеходный мост, как в средневековые времена, а в 1950 году, наконец, был возведен мост, каким его можно видеть в наши дни. Его дизайн почти повторяет мост Кайзера Вильгельма, но новый мост лишился прусской символики, боковые арки остались каменными, а центральная стала прямоугольной и стальной. Мост переименовали в честь Карла Либкнехта, одного из основателей коммунистической партии Германии.
В 1997 году благодаря усилиям Сената Берлина медвежьи головы вернулись на свое первоначальное место, а в 2000 году была завершена последняя модернизация моста, которая проходила в течение пяти лет и, что удивительно, не препятствовала движению транспорта.
ПАРК ЛЮСТГАРТЕН
Парк Люстгартен – (в переводе с немецкого «парк утех») находится на Музейном острове в центре Берлина, где собраны сокровища культурного наследия человечества. Он окаймлен фасадами Старого музея и Берлинского кафедрального собора, Дворцовой площадью и каналом Купферграбен. Изначально эта территория была обычным хозяйственным двором, примыкавшим к Городскому дворцу, резиденции курфюрстов Бранденбургских. В 1646 году по инициативе жены Фридриха Вильгельма Луизы Генриетты Оранской военный инженер Иоганн Мориц и садовник-декоратор Майкл Ханфф из простого огорода создали роскошный парк. Вдоль ровных дорожек были высажены великолепные деревья и кустарники. Появились цветники правильной геометрической формы, фонтаны, гроты и многочисленные скульптуры. Именно тогда сад получил свое название – «парк утех», которое используется и в наши дни.
За свою историю Люстгартену немало раз приходилось испытывать тяжелые времена. После восшествия на престол «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I восхитительный парк превратили в плац для проведения военных парадов, выкорчевав деревья и засыпав песком. В конце XVIII века при Фридрихе Вильгельме II сад возродили, но через столетие здесь снова маршировали солдаты, но уже наполеоновской армии. И только в двадцатых годах XIX века парк снова начали благоустраивать. Территорию разделили на 6 зон, на пересечении которых установили огромный 13 метровый фонтан с мощным паровым двигателем – настоящим чудом инженерной мысли того времени. Однако впоследствии его заменили на конную статую Фридриха Вильгельма III. В 1831 году перед главным входом в Старый музей водрузили гранитную чашу диаметром 6,91 м и весом в почти 75 тонн, выполненную из цельного камня.
Парк сильно пострадал при проведении митингов и демонстраций во времена Веймарской республики и правления нацистов. В 1934 году он был вымощен, конный монумент демонтирован, а гранитную чашу перенесли к Берлинскому кафедральному собору. В результате бомбежек во Вторую мировую войну Люстгартен оказался полностью разрушенным, а Городской дворец превратился в руины. Во времена ГДР Люстгартен совсем не походил на парк – он стал площадью Маркса и Энгельса, где проходили демонстрации и праздничные шествия.
И только в 1998 году парк начали восстанавливать. Реконструкция была поручена ландшафтному архитектору Хансу Лойдлю, который воссоздал парк в духе великого ландшафтного архитектора эпохи классицизма Ленне. В наши дни Люстгартен представляет собой громадную лужайку, на которой находятся роскошные газоны, а в самом ее центре – великолепный фонтан. Знаменитую гранитную чашу отреставрировали и перенесли на прежнее место.
Сейчас парк Люстгартен – одно из самых любимых мест отдыха жителей немецкой столицы и гостей города.
ОРАНЖЕРЕЙНЫЙ ДВОРЕЦ
Оранжерейный дворец, известный также под названием «Новая оранжерея» – прекрасно сохранившийся памятник архитектуры XIX столетия, который находится на холмах между Клаусбергом и дворцом Сан-Суси у северной границы дворцово-паркового комплекса Сан-Суси в Потсдаме, пригороде Берлина. Ансамбль из теплиц и центрального дворца был возведен по приказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV, горячего поклонника итальянского искусства. Король сам нарисовал эскизы будущего дворца в стиле итальянского Возрождения, взяв за основу виллу Медичи в Риме. Проект осуществили архитекторы Людвиг Персиус, Фридрих Штюлер и Людвиг Гессе. Строительство велось на протяжении тринадцати лет и завершилось в 1864 году.
Раскинувшееся на возвышенности строение восхищает своей красотой и великолепием. 300 метровый дворец отличает гармоничность, симметричность и изящество архитектурных форм. Главный корпус, который состоит из двух этажей, венчают две башни, откуда открывается вид на роскошный парк. Фасад декорирован тремя открытыми закругленными арками. По краям центрального здания расположены одноэтажные оранжереи, которые завершаются торцевыми флигелями с арочными проездами. Комплекс прекрасно дополняют многочисленные фонтаны, аркады, террасы и статуи.
В главном здании на первом этаже находится знаменитый зал Рафаэля, который был создан по образцу царской залы папского дворца в Ватикане. Здесь хранятся пятьдесят копий знаменитых картин великого художника, выполненных мастерами XIX столетия. Обтянутые красным шелком стены и черно-белый мрамор пола выгодно подчеркивают великолепие полотен в золоченых рамах. На первом этаже также находятся пять роскошных гостевых покоев, выполненных в стиле ампир, рококо и неорококо. Особое внимание привлекает Малахитовая комната, обильно украшенная скульптурами, позолоченным декором и изумительными малахитовыми вазами – подарками русских царей.
Боковые оранжереи до сих пор используются по своему первоначальному назначению. Там в зимнее время хранятся экзотические растения из парка Сан-Суси. Помещения, в которых ранее жила прислуга, сейчас занимает главный архив земли Бранденбург. В 1990 году Оранжерейный дворец, который находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга, пополнил список Всемирного наследия Юнеско.
ЦЕЙХГАУЗ
Здание Цейхгауза на бульваре Унтер-ден-Линден, в котором сейчас находится Немецкий исторический музей, считается старейшим в Берлине.
Его строительство началось в 1695 году и закончилось только в 1730 году. Над созданием и реставрацией Цейхгауза работало немало архитекторов, в том числе Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг, Андреас Шлютер, Жан де Бодт и Шинкель. Изначально ему отводилась роль арсенала оружия, однако, по замыслу великого курфюрста Фридриха Вильгельма, сооружение должно было выглядеть величественным и торжественным. Но после смерти правителя его сын Фридрих Вильгельм I, который придерживался режима жесткой экономии, резко сократил финансирование строительства Цейхгауза. В результате, внутренняя отделка здания оказалась слишком простой по сравнению с великолепием его внешнего убранства. С 1729 по 1876 год здесь хранился самый большой склад оружия в Пруссии. В 1828 году Цейхгауз превратился в выставочное помещение, а в 1880-х он был Залом славы Бранденбургской прусской армии. Именно тогда Цейхгауз стал военно-историческим музеем. История этого здания неразрывно связана со значимыми событиями истории Германии. В 1806 году оно было разрушено войсками Наполеона. Во время революции 1848 года горожане брали его приступом, а во Вторую мировую войну оно сильно пострадало во время бомбардировок. В 1945 году военный музей, который использовался нацистами в пропагандистских целях и где принимали торжественную присягу солдаты Вермахта, закрыли. А с 1952 года по 1990 год здесь расположился центральный музей истории ГДР – Музей немецкой истории. После объединения Германии здание Цейхгауза перешло к Немецкому историческому музею. Уже в 1991 году были открыты первые экспозиции, но окончательное новоселье музей отпраздновал только в 2006 году после коренной реконструкции.
Собрание музея, насчитывающее более 8000 экспонатов, разделено на три экспозиции – оружие XV и XIX веков, коллекция оружия принца Карла Прусского и выкупленная у него, а также собрание крупного инженерного снаряжения и пушек.
Однако, прежде всего, Цейхгауз, выполненный в стиле немецкого барокко, привлекает своим роскошным внешним обликом. Главный портал Цейхгауза украшает фигура короля Фридриха Вильгельма. Рядом с ним находятся две статуи богини Победы, которые держат в руках его герб и лозунг, призывающий к разумности применения оружия: «На страх врагам, во имя охраны своего народа и союзников – Фридрих I». Фасад венчают двадцать две аллегорические фигуры погибающих воинов, созданных знаменитым скульптором Андреасом Шлютером. На центральном входе расположены четыре женских скульптуры, символизирующих четыре основных науки, лежащих в основе развития военной техники – арифметику, геометрию, механику и пиротехнику. Внутренний двор формируют флигели, прилегающие к основному зданию, в том числе стеклянное крыло, построенное в 2005 году по проекту архитектора Пея. В этом ультрасовременном здании находятся временные экспозиции и новая выставка, отображающая новейшую историю Германии.
Немецкий исторический музей, который считается самым посещаемым музеем страны, стал одним из первых музеев, создавших свой веб-сервер – самый популярный в Германии.
Виолетта Жигулина