Фонтан Топхане
Фонтан Топхане – это общественный фонтан в стиле османское рококо, находящийся на площади Топхане, в районе Бейоглу. Здесь путники могли утолить жажду, а кроме этого тут же брали воду для ритуальных омовений. Является третьим по величине фонтаном Стамбула, а еще фонтаном с самыми высокими стенами в городе.
Фонтан был построен в 1732 году по приказу султана Махмуда I. На юго-западе от фонтана Топхане находится комплекс Кылыча Али-паши, на северо-востоке – мечеть Нусретие, на северо-западе примостились мастерские Топхане, а на юго-востоке находится набережная.
Фонтан значительно реконструировали два раза. В 1837 году было принято решение изменить крышу – теперь она приобрела форму террасы, хотя раньше была плоской. В 1956-1957 годах в рамках городских преобразований снова была затронута верхняя часть фонтана: крыше и карнизам придали формы, которые были изображены на гравюрах. Еще одна, менее значительная реконструкция была в 2006 году. Этим занялся один из крупнейших турецких конгломератов. В результате фонтан был немного перестроен и очищен, и после этого снова заработал как источник питьевой воды. Кроме этого, во время реставрации дворца Топхане на фонтане появилось украшение в виде 23-каратной золотой фольги.
Автором проекта фонтана выступал архитектор Кайсерили Мехмед-аги. Внешне фонтан похож на памятник, но все же архитектурно интегрирован в комплекс Кылыча Али-паши. По форме он похож на куб, в нижней половине которого восьмиугольная структура, плавно переходящая в квадратную в верхней половине. Орнамент на фонтане демонстрирует переход от классицизма к стилю рококо.
Смешение стилей хорошо заметно. Ниши и стрельчатые арки фонтана были выполнены в османском стиле, а для создания карниза использовался стиль барокко. На стеле фонтана находится надпись, выполненная в арабской каллиграфии. Она принадлежит перу поэта Нахифи.
Немецкий фонтан
Немецкий фонтан – одна из достопримечательностей Константинополя, ныне Стамбула. Он находится на площади Султанахмет, в самом центре города.
В 1898 году последний германский император, кайзер Вильгельм II, посетил Константинополь. После этого визита Германская империя приняла решение подарить великой Османской империи фонтан. Основной причиной такого подарка был стратегический союз, который был заключен между этими империями – посредством этого союза для Германии открывался новый рынок для сбыта оружия, а также место, где можно было дешево приобрести сырье. Ну, и, конечно же, сам город произвел такое впечатление на кайзера, что он захотел оставить здесь память о Германской империи.
Над фонтаном трудились два архитектора – проект был разработан Спиттой, а уже постройкой руководил Шоель. Сконструировали фонтан непосредственно в Германии, а собирали уже в Константинополе. Но не все пошло по плану. Первоначально открытие фонтана было назначено на 1 сентября 1900 года, когда султан Абдул-Хамид II праздновал свое 25-летие. Однако со сроком прилично опоздали. Тогда открытие было приурочено ко дню рождения Вильгельма II, а именно – 27 января 1901 года.
Стиль, в котором выполнен фонтан, называется неовизантийским. Это интересный симбиоз османской архитектуры с поздней римской. Немецкий фонтан представляет собой беседку с массивным восьмиугольным основанием, которые были традиционны в Османской империи. Однако глухих стен у фонтана нет – наоборот, изящная арочная конструкция выглядит легко и воздушно. Крыша беседки опирается на восемь массивных порфировых колонн темного цвета. Такие колонны и орнамент над арками традиционны для османской архитектуры, однако на куполе, медь на котором от времени окислилась, нет изящной пики с полумесяцем. Очень красив потолок беседки – он выложен золотистой мозаикой, а по окружности внутренней части купола чередуются вензеля Абдул-Хамида II и Вильгельма II.
Издавна, фонтаном в Турции называется место, где люди могут утолить жажду – в Европе это скорее бы назвали колонкой для воды. Архитекторы учли традиции Османской империи, поэтому на основании семи стенок беседок находятся бронзовые краны, вода из которых стекает в мраморные чаши. На восьмой стенке находятся массивные ступени, ведущие внутрь беседки. Тут располагается огромная полусфера, которая является водонакопителем. В настоящее время фонтан не работает, а вход внутрь беседки закрыт.
Мечеть Сулеймание
Мечеть Сулеймание по праву считается первой по размерам мечетью, хоть и уступает первенство по значению мечети Султанахмет. Находится в районе Вефа, что в старой части Константинополя.
Строительство комплекса мечети проходило в 1550-1557 годах по приказу султана Сулеймана I Великолепного. Руководил процессом один из самых известных османских архитекторов и инженеров, Синан. Что интересно, во время строительства архитектор Синан сказал, что мечеть будет стоять вечность. И действительно, за всю историю своего существования мечеть пережила 89 серьезных землетрясений силой более 7 баллов по шкале Рихтера, и при этом осталась цела. В 1660 году произошел пожар, от которого мечеть значительно пострадала, а в 1766 году от сильного землетрясения обвалилась часть купола, но в целом постройка сохранила свой первоначальный вид.
Четыре традиционных минарета имеют свое значение. Их количество говорит о том, что султан Сулейман I был четвертым султаном Константинополя, а 10 балконов на минаретах – что он был десятым падишахом в династии.
Купол мечети имеет высоту 53 метра и диаметр 26,5 метров. Его поддерживают четыре широкие пилястры с запада и востока. С севера и юга находятся большие аркады, которые поддерживают две колонны из красного гранита. Мечеть насчитывает 136 окон, поэтому там всегда очень светло.
Передний двор, находящийся в западной части мечети, имеет 3 входа. Двор опоясан 24 колоннами – 10 колонн из белого мрамора, 12 из розового и 2 из порфира. Кроме этого, портик галереи украшен 28 куполами.
Во дворе мечети можно увидеть кладбище, самыми ценными на котором являются два мавзолея. Первым является мавзолей Султана Сулеймана I. Он находится в самом сердце кладбище, и кроме падишаха, там захоронены два других султана – Султан Ахмет II и Султан Сулейман II, дочь Михримах-султан. Второй мавзолей, притаившийся в самом дальнем углу кладбища, принадлежит Хюррем-султан, любимой жене Сулеймана I. Снаружи он выглядит не так пышно, как мавзолей султана, зато внутри он декорирован великолепными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада и текстами стихов. Они символизируют жизнерадостный характер Хюррем-султан и её прекрасную улыбку.
Комплекс, помимо самой мечети, включает в себя бани, медресе, кухни, библиотеки, обсерваторию. Медресе Сулеймание сооружена вокруг сада и напоминает отдельный городок, который опоясывает весь архитектурный комплекс мечети. Напротив комплекса с двух сторон находятся еще четыре медресе. Ранее перед двором мечети можно было увидеть большой караван-сарай, но сейчас там находится один из лучших ресторанов национальной кухни. Кроме ресторана, там находится небольшой музей, где можно увидеть, например, жернов, которым целых 500 лет назад мололи муку.
Колонна Константина
Колонна Константина – это 34.8 метровая римская триумфальная колонна, сделанная из порфира. Увидеть её можно на площади Чемберлиташ, которая ранее называлась форумом Константина.
Римский император Константин I Великий, по приказу которого и была построена эта колонна, основал на месте древнего Византия новую столицу Римской империи – Константинополь. Колонна установили на III холме Константинополя, и её назначение было в том, чтобы напоминать о Риме. Хоть колонну Константина и построили в 328 году, её открытие состоялось лишь два года спустя – 11 мая 330 года. Церемония открытия было очень интересной и грандиозной. Тут смешались как христианские, так и языческие традиции. Так, например, император прямо на глазах христианских священников замуровал под основание колонны четыре священных предмета – деревянную статуэтку Афины Паллады из Трои, кресало Моисея, топорище от топора Ноя и остатки хлебов Иисусовых.
Высота колонны вместе со статуей составляла где-то 37-38 метров. Сам 25-метровый ствол колонны состоял из семи порфировых блоков цилиндрической формы и одного мраморного. Эти самые блоки были охвачены железными обручами, а также позолоченными бронзовыми венками из лавровых листьев. На верхушке колонны стояла золотая статуя императора Константина. Правитель был изображен в образе бога Аполлона с венцом из семи лучей, в который вплавили гвоздь от Животворящего Креста, на котором распяли Христа. Именно поэтому у памятника ранее было название «Колонна Гвоздя». Руки императора были не пусты – в правой руке он держал шар-державу, а в левой лабарум с христианской символикой. Стояла колонна на пятиметровом порфировом основании, которое было выполнено в виде правильной усеченной четырехступенчатой пирамиды. На основании была надпись, на которой император обращался к Иисусу с просьбой оберегать его город.
История достопримечательности не самая счастливая – колонна много раз разрушалась. В 416 году по указу императора Феодосия II колонну укрепили железными скобами. Однако, из-за землетрясения 600-601 годов колонна сильно пострадала, а статуя Константина вовсе обрушилась. Статую восстановили при правлении императора Ираклия, но в 1106 году в неё попала молния. Далее достопримечательность отремонтировали во время правления Мануила I, но и тут ждала беда – в 1150 году статуя не пережила сильный шторм. К тому же, во время падения она снесла еще и три верхних блока колонны. После такого ставить обратно статую никто не решился, поэтому император Маниул I водрузил на место статуи крест.
В 1204 году колонна очень сильно пострадала от крестоносцев. После 1452 года, когда Константинополь взяли османы, крест с вершины был убран. В следующий раз колонну укрепили уже после 1779 года, когда случился сильнейший пожар. Так колонна получила сразу несколько новых названий – европейцы стали звать её «Обожженной колонной», в то время как туркам больше по душе название «Скала с обручами».
Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет
Голубая мечеть, по праву считающаяся выдающимся образцом исламской архитектуры, находится в историческом центре Константинополя, в районе Султанахмет. Является не только одним из символов города, но и первой по значению мечетью Стамбула.
Во времена правления Ахмеда I, османы воевали с двумя государствами – Ираном и Австрией. Чтобы несколько облегчить положение дел, Ахмед I принял решение подписать с Австрией так называемый Житваторокский мир. Согласно этому мирному договору, подписанному 11 ноября 1606 года, вместо ежегодной дани Австрия выплачивала Османской империи единовременную контрибуцию, а османы взамен не совершали набеги на австрийские владения в Венгрии и признали императорский титул Габсбургов. Этот договор несколько подорвал авторитет Османской империи. Именно тогда султан Ахмед I решил построить мечеть для того, чтобы умилостивить Аллаха.
Строительство началось в 1609 году. И тут был один интересный момент – все предыдущие правители платили за строительство мечетей теми деньгами, которые они добывали в ходе войн. Однако, Ахмед I не успел толком выиграть ни одной значительной войны, ибо ему было всего 19 лет. Поэтому, молодому султану пришлось взять деньги из собственной сокровищницы. Достроена мечеть была в 1616 году, а через год султан Ахмед I умер от сыпного тифа.
Мечеть было решено построить поблизости дворца Топкапы. Для этого на площади Ипподрома даже разрушили здания византийского и раннеосманского периодов. Весь процесс строительства был тщательно записан, и ныне эти шесть томов хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Архитектором мечети стал Седефкар Мехмет Ага.
В архитектуре мечети можно проследить два стиля – классический и османский. В качестве материалов использовался мрамор и камень. В декорациях интерьера использовалось просто огромнейшее количество белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы – именно отсюда и пошло название «Голубая мечеть».
У мечети шесть минаретов. У двух минаретов, которые пониже, по два балкона, а у остальных – по три. Изначально балконов было 14 в соответствии с количеством султанов, но позднее сыновей Ахмеда I причислили к султанам, добавив еще два балкона.
Внутри купол и полукупола мечети украшают изречения пророка Мухаммеда и сурами из Корана. Растительные мотивы доминируют в узорах мечети. Традиционно это тюльпаны, в более чем 50 вариациях, а также лилии, розы, гвоздики, просто орнаменты разнообразных цветов на белом фоне. Пол укрыт коврами. В мечети 260 окон, что отлично помогает освещать помещение.
Внимание к себе приковывает михраб – вырезанная из цельного куска мрамора молитвенная ниша. Специально из Мекки сюда привезли и установили черный камень. А рядом с михрабом можно увидеть минбар – специальное место имама для чтения проповедей.
В состав архитектурного комплекса мечети вошли еще медресе, кухни, благотворительные заведения. Также были больница и караван-сарай, но в XIX столетии они были разрушены. Неподалеку от мечети есть мавзолей, в котором похоронен Ахмед I.
Галата
Галата – это исторический район в европейской части Стамбула. Изначально он был основан генуэзскими колонистами как предместье Константинополя, однако в итоге стал основным торговым районом города. Современный район города Каракёй примерно совпадает с границами Галаты.
Существует несколько версий происхождения названия района. Согласно первой, название возможно происходит от греческого слова «галактос», что означает молочный. Это обусловлено тем, что в первые несколько веков после создания Константинополя в Галате были пастбища для коз и овец. Другая версия гласит, что на самом деле название произошло от галатов – одного из кельтских племён Анатолии. И, наконец, по последней известной версии, Галата названа от итальянского слова «калата», в переводе на русской – склон. И действительно, название вполне соответствует крутым улочкам с многочисленными лестницами, которые спускаются по склонам в окрестностях бухты Золотой Рог.
В самом начале у Галаты было другое название – Сике, и первые поселенцы поселились здесь еще в те древние времена, когда город назывался Византием. Уже после, при императоре Константине Великом, Галата обрела свое название, стала частью города, а вокруг района выросла стена. В V веке император Феодосий II принял решение разбить город на 14 районов, и Галата получила номер 13.
В те времена, когда контроль над северной частью Константинополя перешел к генуэзскому купечеству, Галата процветала. А именно в 1273 году тут начали появляться банки, торговые конторы, а также склады. Еще при византийцах генуэзцы окружили Галату стеной, которая не сохранилась до наших дней, и в самой верхней точке построили в 1348-1349 годах один из символов города – Галатскую башню. Высота каменной башни составляет 61 метр, её видно практически со всех точек центральной части города. Изначально она называлась «Башня Иисуса», но во времена Османской империи она получила свое нынешнее название. Башню несколько раз перестраивали, и в 1832 году появилась смотровая площадка. Тогда на смотровой площадке появился патруль, дежуривший там круглосуточно, и следящий за порядком и безопасностью части города, расположенной на северном берегу Золотого Рога. В нынешнее время в башне имеется лифт, а в верхней части расположены ресторан, ночной клуб и смотровая площадка.
В 1492 году, в османский период, в Галате поселились изгнанные из Испании мориски – мусульмане Аль-Андалусa, которые официально, зачастую насильно, приняли христианство. Именно эти мориски обратили доминиканскую церковь святого Павла в мечеть Арап-джами.
Неподалеку от Галатской башни находится лицей Галатсарай. Это бывшая Султанская Школа, на территории которой был основан турецкий футбольный клуб «Галатасарай», который стал самым титулованным. Кроме этого, мост между Галатой и Константинополем до сих пор называется Галатским.
Мечеть Баезид
Мечеть Баезид находится в старой части Константинополя на площади Беязыт. Является одной из больших мечетей города, кроме этого у неё есть два минарета. Рядом с мечетью находятся ворота Гранд базара и главные ворота Стамбульского университета.
Строительство церкви проходило по приказу султана Баязида II в 1500-1506 годах. В свое время она стала второй по величине мечетью, которая была построена в Константинополе после его завоевания в 1453 году. Надо сказать, что по сравнению с первой церковью – мечетью Фатих – мечеть Баязида имеет гораздо большую ценность с исторической и архитектурной точки зрения. Это обусловлено тем, что в 1509 году во время сильного землетрясения у нее всего лишь частично обрушился купол, а мечеть Фатих была разрушена и после полностью перестроена.
После землетрясения купол восстановили в течение года. После этого ремонтом мечети в 1573-1574 годах руководил архитектор Мимаром Синаном. В 1683 и 1764 годах горели минареты. Кроме этого, в 1767 проводились ремонтные работы – об этом свидетельствует надпись над входом во двор мечети.
Во внутренний двор, примыкающий к зданию с северо-запада, с каждой стороны ведут порталы, а пол сделан из многоцветного мрамора. Сам двор представляет с собой перистиль с колоннадой из двадцати колонн, которые выполнены из трех материалов – порфира, гранита и офикальцита. Найдены они были в древних руинах и византийских православных храмах, а затем специально доставлены в Константинополь для мечети Баезид. Двадцать четыре небольших купола украшают крышу вокруг двора.
Мечеть выстроена из тесаного камня, но кроме него строители еще использовали цветные камни и мрамор. Площадь мечети примерно равна площади внутреннего двора – 40 на 40 м², а диаметр купола составляет 17 метров. Купол с четырех сторон поддерживают полукупола. Внутри церковь поражает красотой. Центральный неф образуют восточный и западный полукупола, а северный и южный – продлевают боковые нефы, в каждом из которых еще четыре маленьких купола. Кроме того, что это увеличивает длину мечети, нефы не разделены на галереи. В мечети очень много света: еще бы, ведь у основания куполов двадцать окон, семь окон в каждом из полукуполов, а кроме этого – три яруса окон в стенах.
Раньше в западной части мечети находились четыре куполообразные комнаты, где приют могли найти странствующие дервиши – мусульманские монахи. Теперь на этом месте находится широкий длинный коридор, который значительно выступает за пределы церкви. В XVI веке флигеля мечети оборудовали в молельни, которые до сих пор состоят из трех комнат со сводчатым проходом. Два минарета, украшенные кирпичным орнаментом, стоят в конце флигелей.
Возле мечети есть небольшой сад, в котором и находятся склепы султана Баязида II, его дочери Сельчук Султан и великого визиря Мустафы Решид-паши. В аркаде размещены магазины, чей доход идет на содержание мечети. Общественную столовую еще в 1882 году превратили в Государственную Библиотеку «Беязит», и она хранит в себе настоящие сокровища – более 120 тысяч книг и 7 тысяч рукописей. Кроме этого, при мечети сохранились бани и медресе, правда, в последнем теперь находится Городская Библиотека Стамбула.
Фонтан Ахмеда III
Фонтан Ахмеда III находится на площади перед Императорскими воротами дворца Топкапы в Константинополе. Являлся одним из общественных центров города.
Построен он был в 1728 году, во времена правления султана Ахмеда III. Основным архитектурным стилем является распространенное тогда османское рококо, однако можно проследить элементы европейского стиля. Это связано с тем, что на месте павильона фонтана ранее находился византийских фонтан Перайтон, бывший местом светских встреч.
Фонтан выглядит как большой куб с четырьмя малыми куполами по бокам и чуть большим куполом в центре. Михрабы, расположенные на каждой стороне фонтана, обрамлены барельефом с орнаментом цветом и растительности. В каждом из михрабов находится небольшой фонтан с питьевой водой. Поступает вода из восьмиугольного бассейна, что находится внутри павильона. На каждом углу фонтана находится шебиль – киоск с тремя зарешеченными окнами, через которые бесплатно раздавали стаканы с водой или даже шербетом.
Большие каллиграфические пластины, что находятся над фонтанчиками, обрамлены красными и синими плитками. На каждой такой пластине написано стихотворение в 14 строф, посвященное воде и благотворителю Сеиду Хусейну Вехби бен Ахмеду, главному кади Алеппо и Кайсери. Чтобы прочесть эти стихи, нужно начать с северного шебиля и идти по часовой стрелке вокруг фонтана. Самая последняя строфа стиха, которая находится на северо-западе фасада, изображает хронограмму султана Ахмеда III.
Что интересно, с 1947 по 1952 года фонтан Ахмеда III был изображен на купюре в 10 турецких лир.
Эюп (район Стамбула)
Эюп – это район Константинополя, расположенный в европейской части города. Простирается по всему берегу Золотого Рога, вплоть до побережья Чёрного моря. Площадь района составляет приблизительно 224 км.кв.
Изначально на месте района за стенами Константинополя находилась деревня, называющаяся Космидион. Название происходило от находящейся рядом церкви святым Косме и Дамиану. Свое текущее название район получил после осады Константинополя турками под предводительством Мехмеда II. Дело в том, что духовный наставник султана, Ак-Шемсеттин, объявил о том, что обнаружил на месте Космидиона могилу одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда – Абу Аюба аль-Ансари. После успешного взятия Константинополя, Мехмед II приказал почтить память Абу Аюба, возведя в 1458 году над местом захоронения мечеть Эюп Султан. Именно эта мечеть стала первой, построенной в Константинополе. Рядом с ней возвели баню, медресе и общественную столовую. С тех пор Эюп, что является турецким прочтением слова «Аюб» стал священным местом, где считалось за честь быть похороненным. Поэтому, местное кладбище самое ухоженное и аккуратное в Константинополе.
Внутри городской черты Эюп оказался уже в XVII—XVIII веках. Это было связано с тем, что появилось большое количество беженцев и Константинополь начал разрастаться. Эюп славится своей религиозностью, поэтому неудивительно, что тут находится 10 медресе. Кроме этого, поскольку район находится на берегу моря, многие правительственные лица издревле считали должным построить тут свои виллы. Сейчас в районе Эюп находится около 15 вилл. Кроме этого, тут находится 31 усыпальница, множество мечетей, среди которых отдельно стоит отметить небольшую мечеть Шах Султан, построенную в 1556 году известным архитектором Синаном и мечеть Зал Махмуд-паши, возведенную в 1580 году.
Топкапы
Топкапы – дворец с площадью более 700 кв.м., окруженный 1400-метровой стеной. Находится он в историческом центре Константинополя – на мысе Сарайбурну. До середины XIX века был главным дворцом Османской империи. Также известен под названием Сераль.
Дворец Топкапы был сооружен по приказу султана Мехмеда Завоевателя в 1475-1578 годах на развалинах дворца византийских императоров. Во время постройки на периферии дворца оказался «Изразцовый павильон» – гарем, оставшийся от старого дворца. Вместо того, чтобы снести постройку, было принято решение присоединить его к дворцу. Первые 50 лет Топкапы был лишь рабочей резиденцией султанов. Это положение изменила Хюррем-султан, жена Сулеймана I: она добилась того, что гарем перенесли в султанский дворец Топкапы. Это стало крупнейшей перестройкой дворца с момента его основания.
Топкапы оставался главным дворцом Османской империи еще на протяжении приблизительно около 400 лет, неоднократно достраиваясь и обогащаясь. Только в 1854 году Абдул-Меджид I принял решение сменить уже устоявшуюся традицию, объявив новой резиденцией главы турецкого государства дворец Долмабахче. А в 1923 году, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, Топкапы стал музеем. В наши дни дворец является одним из самых известных музеев мира, а число выставленных для обозрения экспонатов в нем достигает 65 тысяч, что является лишь десятой частью коллекции музея.
Устройство дворца представляет собой четыре раздельных двора, окруженные стеной. Первый двор называется «Алай Мейданы» или «Двор янычар». Раньше здесь находилась больница для пажей и янычар. Тут находится церковь Святой Ирины – одна из первых христианских церквей Константинополя, а также вход в монетный двор, в котором сейчас располагаются археологический музей и реставрационные мастерские. Попасть во второй двор «Диван Мейданы» можно через «Ворота Приветствия». Во втором дворе происходили важные церемонии, такие как объявление войны, обрезание шехзаде и прием иностранных послов. Главным зданием тут был Диван – высший орган управления в Османской империи. Кроме Дивана тут было девять кухонь, две мечети, хамам, кладовые и жилые помещения для персонала и Башня Справедливости, изначально предназначенная для наблюдения за бухтой Золотой Рог.
«Ворота Счастья» вели в третий двор под названием «Эндерун Авлусу». С этого двора начинались личные покои султана. Находился тут Зал Аудиенций, библиотека султана Ахмеда III, Палаты Кампаний, мечеть Белых Евнухов, палата личных пажей султана, павильон Священной Мантии и Святых Реликвий, палаты Казны и Продовольственные палаты, гарем и внутренние покои – эндерун. И все это при том, что третий двор был меньше предыдущего в два раза. Наконец, в четвертом дворе «Софа-и Хюмайун» находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа.
Виолетта Жигулина