СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра – это древнейший и ценнейший памятник Киева, имеющий огромное историческое, религиозное, культурное и политическое значение. На протяжении многих веков Киево-Печерская лавра была – и остается – одной из главных святынь для православных христиан со всего мира.
История Киево-Печерской Лавры насчитывает около 1000 лет. В 1051 году подвижник Антоний, вернувшись из Святого Афона, поселился в древней пещере на склонах Днепра. К нему стали сходиться ученики. Со временем их количество выросло до 12. Они построили кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Князь Изяслав Ярославович отдал всю гору над пещерами под монастырь. Так и возник новый Печерский монастырь, а в самих пещерах стали погребать монахов по обе стороны коридора. Студийский устав, который принимает игумен этого монастыря Феодосий, приняли постепенно все монастыри Киевской Руси. При монастыре организуется библиотека. Развивается изобразительное искусство. Первый иконописец на Руси появляется именно здесь. Развивается также и медицина. На базе монастыря основана первая в Киевской Руси больница. Монахи занимаются благотворительностью. Создают приют для нищих, слепых и хромых. В 1159 г. Печерский монастырь получает титул «лавра», статус великокняжеской архимандрии и ставропигии.
В конце XVII — начале XVIII веков появляются новые каменные церкви: святого Николая в Больничном монастыре, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская, а также каменная Трапезная палата. Гетман Иван Самойлович финансирует обнесение Лавры земляным валом, а гетман Иван Мазепа – каменной крепостной стеной с четырьмя башнями и тремя воротами, также за его средства сооружают церковь Всех Святых. В 1731—1745 воздвигают Великую Лаврскую колокольню высотой 96,5 м.
После октябрьской революции 1917 года церковь подверглась гонениям, все ее имущество было национализировано. Но в 1922 году советской властью организован Музей культов и быта, куда вошли многие исторические ценности Киево-Печерской лавры. В конце 1980-х возрождается монастырь Украинской православной церкви, ему передают территорию Дальних и Ближних пещер, открывают духовную семинарию и академию. В 1990 году Киево-Печерская лавра занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На сегодняшний день территория Заповедника составляет 23,36 га и включает 144 здания, среди которых 2 подземных комплекса, храмы, памятники архитектуры XI-XIX вв., а также музеи. В Киево-Печерской Лавре хранятся многие православные святыни. Действующими храмами на сегодняшний день являются: Великая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор); Трапезный храм в честь прп. Антония и Феодосия Печерских (Трапезная церковь – это одна из самых молодых церквей ансамбля Киево-Печерской лавры); Свято-Троицкий храм (над Святыми вратами) — единственный памятник древнерусской архитектуры на территории Заповедника, который сохранился до наших дней без значительных изменений; Храм Всех Святых (над Экономическими вратами), а также церкви на территории Дальних и Ближних пещер и пещерные церкви. Дальние пещеры и Ближние пещеры, по сути, это выкопанные вручную древними монахами подземные ходы общей протяженностью более 800 м на глубине от 5 до 15 м. Изначально сотворены как место уединения и молитвы для первых христианских подвижников Киева, позже стали местом их погребения. Кстати, здесь покоится и знаменитый древнерусский богатырь Илья Муромец.
АСКОЛЬДОВА МОГИЛА
Аскольдова могила находится на правом берегу Днепра в Киеве. Здесь, согласно легенде, похоронен князь Аскольд. Сейчас это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте старинного Угорского урочища.
По летописям в этой местности в 882 году произошло убийство киевских князей Аскольда и Дира воеводой новгородского князя Рюрика Олегом, который после того захватил власть в Киеве. Дир был погребён за Ирининским монастырем, а Аскольд — на месте его кончины. Над самой могилой Аскольда, принявшего при крещении имя Николай, существовала небольшая деревянная церковь, взамен которой иждивением воронежского купца Мещерякова сооружена в 1809 году каменная церковь во имя св. Николая. Современный храм возвели в 1809 году, но культовые строения существовали на этом месте с XI века и с самого начала всегда носили имя Святого Николая.
Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (ок. 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда 2 июля к его могиле ежегодно совершается крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила.
Неподалеку от Аскольдовой могилы находится памятник апостолу Андрею Первозванному. Согласно летописанию Нестора, две тысячи лет тому назад Апостол Андрей благословил берег Днепра и предрёк ему славу Иерусалима русских земель. Скульптура памятника была создана Швецовым из огромного куска гранита. Монумент восхваляет славные деяния святого Андрея Первозванного.
Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле прославилась, став первым храмом, который посетил Папа Римский Иоанн Павел ІІ во время своего апостольского визита на Украину летом в 2001 году. Под памятной доской, установленной на стене церкви в честь визита Папы, написано:
«В цеми храме Св. Миколая Чудотворца на Аскольдовой могиле 23 июня в 2001 г. Божьего Святейший Отец Иван Павел ІІ в молитве перед Чудотворной иконой Зарваницкой Богородицы отдал под Ее покровительство свое Апостольское путешествие Украиной».
КИЕВСКИЙ СВЯТО-МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ
Михайловский Златоверхий монастырь — древнейший собор – располагается в центре Киева на Владимирской горке, рядом с такими популярными киевскими святынями и памятниками архитектуры как София Киевская, Андреевская церковь и Золотые Ворота. Михайловский собор считается одним из самых почитаемых мест среди верующих паломников и является одним из основных храмов Украинской Православной церкви Киевского Патриархата.
В летописных записях начала XII века упоминается, что князь Святополк Изяславич, внук великого киевского князя Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года решил построить каменный собор вблизи Дмитриевского монастыря и церкви святого Петра во имя святейшего Архистратига Михаила – небесного покровителя и хранителя города Киева. По другой версии, монастырь здесь основал еще в 998 году первый митрополит киевский Михаил. Интерьер Златоверхого Михайловского храма в то время был выполнен из дорогих материалов с применением мрамора. Стены собора были украшены мозаикой, убранство святыни завершали драгоценные иконы.
Многие едут сюда поклониться мощам Святой Варвары. Почивают они в центре храма, в серебряной гробнице. На гробнице изображены картины мучений Варвары и ее смерти. А император Александр I принес в дар монастырю богатейший образ Архангела Св. Михаила – доску из чистейшего золота, усыпанную бриллиантами. Главный алтарь и сегодня радует прихожан древним мозаичным изображением Тайной Вечерни.
Свято-Михайловский Киевский Златоверхий монастырь известен своими уникальными фресками и так называемыми «мерцающими» мозаиками. Родоначальником нового стиля «мерцающих» росписей считают мастера из Киево-Печерского монастыря легендарного художника Алимпия. В 30-х годах Михайловский Златоверхий собор был взорван. Лишь некоторые фрески и мозаики чудом удалось сберечь. Накануне взрыва их забрали из храма ученые.
Современный Златоверхий комплекс включает в себя построенный в традициях украинского барокко большой храм Архангела Михаила, который был заново восстановлен в 1990-х, трапезную с церковью Иоанна Богослова, сохранившуюся в первозданном виде с 1713 года, и высокую колокольню, сооруженную в 1716—1719 годах. Колокольня оснащена уникальным карильоном. Высота этого музыкального инструмента составляет 40 метров, включает в себя 51 колокол, начиная от самого маленького весом 4 кг и заканчивая 8-тонным колоколом. Есть на территории монастыря фонтан со святой водой.
В монастыре функционирует духовная школа, церковный хор и воскресная школа. Также работает специальная гостиница, в которой паломники могут остановиться на время пребывания в святыне.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ
«Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия» была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века.
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений.
С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь собора Святой Софии были украшены мозаиками. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков. Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол собора Святой Софии украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда. Архитектурные формы и роспись собора Святой Софии образуют неповторимое единство. Фрески, как орнамент вышивки, украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия.
В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе Святой Софии представлены не библейские темы, а мирские сюжеты – среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
Колокольня собора Святой Софии в Киеве – памятник украинской архитектуры в стиле украинского (казацкого) барокко. Является одним из украинских национальных символов и символов города Киева. Она была построена в 1699—1706 годах на средства гетмана Ивана Мазепы. Высота знаменитой колокольни – 76 м. Ее композиция пирамидальная: четыре архитектурных объема постепенно сужаются кверху и завершаются куполом. Широкий проезд в нижнем ярусе перекрыт сводом. Три верхних яруса не имеют межэтажных перекрытий и открыты наружу большими арочными проемами.
Особый интерес представляет архитектурный декор фасадов колокольни Софийского собора. Ярусность композиции подчеркнута карнизами сложного профиля. Плоские пилястры, которые членят фасады по вертикали, усиливают стройность сооружения. Все стены колокольни покрыты сочной, богатой лепкой. Скульптурный декор колокольни Софийского собора поражает великолепием и разнообразием мотивов. Здесь свободно сочетаются маски, головки купидонов, двуглавые орлы, медальоны, листья аканта, виноградные гроздья, букеты и гирлянды цветов. Особым богатством отмечаются архитектура и лепной декор первого яруса колокольни, свидетельствующие о большом влиянии украинского народного творчества. На фасадах третьего яруса в прямоугольных рамах помещены скульптурные изображения князя Владимира Святославича, апостола Андрея Первозванного (восточный фасад), апостола Тимофея и архангела Рафаила (западный фасад).
НИКОЛАЕВСКИЙ ЦЕПНОЙ МОСТ
Николаевский цепной мост – мост через Днепр, существовавший в Киеве с 1853-го по 1920 годы. Мост находился немного южнее современного моста метро. На сегодняшний день под водой находятся остатки опор Николаевского моста, которые можно было четко увидеть во времена понижения воды в Днепре весной 2010-го года.
Цепной мост в Киеве построил ирландский ученый-инженер, британец Чарльз Виньоль. Проект утвердил Император Николай І, в честь которого мост и получил свое название. Перед этим здесь была другая переправа — плавучий Спасский мост, названный так потому, что вел непосредственно к Спасской церкви. Мост постоянно благоустраивали и укрепляли, это была основная переправа, ведущая на территорию современного левого берега Киева
Строительство цепного моста по разработке Чарльза Виньоля в Киеве было начато в 1848-м. Закончили строительство в 1853-м году, когда 28 сентября (10-го октября) мост был освящен в один день с памятником князю Владимиру. Николаевский цепной мост в Киеве был грандиозным сооружением своего времени и впечатлял своим масштабом гостей города и самих киевлян. Стоит отметить, что мост был больше и длиннее построенного за несколько лет до него и нашумевшего будапештского цепного моста Сечени через Дунай. Длина моста составляла 776 метров, ширина – 16 метров. Это был единственный цепной мост в мире, имевший 6 пролетов. На всемирной выставке в Лондоне в 1851-м году в Хрустальном дворце, была выставлена серебряная модель киевского цепного моста.
Николаевский цепной мост в Киеве был взорван отступающими польскими солдатами в 9-го июня 1920-го года.
АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Андреевская церковь в Киеве – по праву, один из красивейших храмов Киева, сооружённый в архитектурном стиле барокко в середине 18-го века. Церковь расположена в верхней части Андреевского спуска, на перекрестке, откуда одна из улиц ведет в Верхний (Старый Киев) – Владимирская улица, а вторая – спускает на Подол (Андревский спуск).
На месте современной Андреевской церкви находился не один храм, но все храмы, стоявшие до нее, носили одно и тоже название – Андреевский, либо Крестовоздвиженский. Дело в том, что, по легенде, которая упоминается и в «Повести временных лет», Андрей Первозванный, проповедуя и путешествуя, дошел и до места, где позже возник Киев. Апостол Андрей взобрался на холм (на котором ныне стоит Андреевская церковь) и провозгласил, что на этих холмах будет город, и город этот будет великим, и много церквей в нем будет. На этом же месте апостол Андрей поставил крест, и спустя несколько столетий на склонах Днепра стал появляться Киев. Андреевский спуск получил свое название от появившейся здесь церкви, а не наоборот.
Строительство современной Андреевской церкви связанно с посещением Киева в 1744-м году императрицы Елизаветы Петровны. Не без подсказки киевского духовенства, Елизавета приказывает построить на «Андреевском холме» церковь, и собственноручно закладывает первый кирпич в ее возведении.
Новая церковь планировалась как исключительно придворный храм. Императрица поручила работу своему “любимчику” – Бартоломео Растрелли, который окончательно составил план нового храма в 1748 году. Для выполнения работ по возведению и постройке Андреевской церкви в Киев в 1747 году был отправлен московский архитектор Иван Мичурин, который захватил с собой целую «команду архитекторов». Сооружение церкви началось летом 1749-го года и завершено в начале 1753-го. Мичурин, кроме того, что непосредственно соорудил Андреевскую церковь, внес значительные корректировки в ее постройку – именно по плану Ивана Мичурина был сооружен так называемый стилобат – двухэтажный дом, на котором, собственно, и стоит Андреевская церковь. Еще одним решением, принадлежащим Ивану Мичурину, было строительство лестницы на паперть – изначально лестница была деревянной, и лишь спустя около столетия ее сделали чугунной. Лестница, несомненно, делает Андреевскую церковь еще более привлекательной, «воздушной» и величественной.
Одной из выразительных черт Андреевской церкви являются ее поистине «бархатные» купола. Интересно, что Андреевская церковь не имеет, и не имела колоколов – это одна такая, в своем роде, киевская церковь. Связано это, скорее всего, с тем, что церковь изначально задумывалась как храм не для обычных прихожан, а лишь для знати и высшего общества.
Интерьер Андреевской церкви не менее прекрасен, чем ее внешний вид. Общий стиль, который преобладает в интерьере храма – барокко смешанный со стилем рококо. В центре церкви расположен роскошный иконостас – все детали, как иконостаса, так и другого интерьера, были воплощены в жизни в точности с макетами Бартоломео Растрелли, но уже украинскими художниками. Иконостас, как и весь интерьер Андреевской церкви, дошли до наших дней в первозданном виде.
Во второй половине 19-го столетия Андреевская церковь, уже в который раз, была под угрозой гибели – виною стали все те же оползни и очень «сложное» размещение церкви. Благодаря историку и меценату Андрею Муравьеву Андреевская церковь осталась целой и невредимой. Именно этот человек выделил средства на укрепление стилобата и на общую реставрацию церкви.
Интересным и, пожалуй, необычным фактом остается то, что в 1974-1979-м годах была произведена реставрация Андреевской церкви. Связано это с тем, что в 1960-х годах в венском музее «Альбертина» были найдены чертежи и эскизы интерьера и экстерьера Андреевской церкви Растрелли.
УЛИЦА ГОРОДЕЦКОГО (БЫВШАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ)
У этой улицы много имен: впервые она появилась на карте Киева как Николаевская. В годы войны она стала носить имя Карла Маркса, а сегодня ее именуют улицей архитектора Владислава Городецкого.
Но у нее также много неофициальных прозвищ. Французы ее называли Монмартром, итальянцы – маленькой Флоренцией, англичане – Пикадилли, а киевляне… Хламом.
Улица Николаевская родилась в период строительного бума конца XIX века, и сразу же получила славу одной из самых красивых в Европе. Когда-то на этих территориях простиралась усадьба известного врача Фридриха Меринга. Его имение занимало территорию, на которой сегодня расположены улицы Институтская, Лютеранская, Банковая. Тут находился парк и пруд, в котором плавали лебеди. После смерти врача наследники продали усадьбу. Местность была перепланирована, и Киев украсили новые улицы, ставшие, во главе с улицей Николаевской, престижным районом с восхитительной архитектурой.
Сегодня старинные здания с причудливой лепниной в виде ангелов и химер оккупировали современные бутики и кафе, сама же улица, хоть и претерпела значительные изменения, остается центром богемной жизни. Улица Городецкого – это крупный бизнес-центр, где известные компании арендуют офисы в домах, каждый из которых является неповторимым памятником архитектуры.
В здании по улице Городецкого, 1/3 некогда была расположена гостиница «Континенталь», которую построили архитекторы Братман и Шлейфер в далеком 1897 году. В «Континентале» останавливались многие знаменитости: певцы Федор Шаляпин и Леонид Собинов, артисты Вера Комиссаржевская и Всеволод Мейерхольд, поэты Константин Бальмонт и Осип Мандельштам, кинозвезда Макс Линдер. Даже подвал гостиницы не остался в стороне от внимания выдающихся личностей, в 1918-1919 годах в подвале отеля собирался знаменитый клуб «ХЛАМ» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты), в котором можно было встретить О. Мандельштама, А. Аверченко, К. Паустовского, М. Булгакова. Сегодня в отстроенном здании, где в войну немцы расположили свой штаб, находится музыкальная академия. А бывшие номера гостиницы превратились в классы.
Многие здания на улице Николаевской были построены по заказу знаменитого киевского подрядчика Льва Гинзбурга и получили в народе его имя. Они до сих пор остаются одними из самых стильных в столице.
Улица Городецкого увенчана площадью Ивана Франка, на которой стоит одноименный театр. И хотя улица Городецкого уже закончилась, невозможно обойти стороной еще одно здание. Оно величественно возвышается над театром и неразрывно связано с улицей. Это знаменитый Дом с химерами – одно из самых прекрасных и загадочных зданий города. И хотя расположен он по улице Банковой, 10, это детище архитектора Городецкого неизменно ассоциируется у всех с улицей, названной в его честь.
КРЕЩАТИК
Крещатик – центральная улица Киева, расположилась недалеко от местности, где когда-то князь Владимир Великий крестил свою семью, видимо, отсюда произошло и название, хотя, по другой версии, название улицы произошло от Крещатого Яра (то есть перекрещенного поперечными оврагами). Длина Крещатика всего 1,2 км, но средняя ширина сейчас равняется 75 метрам, а на некоторых участках достигает 100 м. Проезжая часть занимает 24 метра, по обеим сторонам улицы рядом деревьев отделены 14-метровые тротуары, а по левой стороне вдоль Крещатика протянулся каштановый бульвар, особенно красивый весной, во время цветения деревьев.
Как полноценная улица Крещатик начал свою историю в конце 18 – начале 19 века. Первым начали застраивать участок в районе Европейской (Конной) площади. Строительство велось преимущественно по правой стороне до улицы Прорезной. Затем строительство перешло на левую сторону дороги. До 1869 года главная улица Киева носила название Крещатицкой, а затем была переименована в Крещатик. Вплоть до Великой Отечественной войны Крещатик был застроен 3-4-этажными зданиями, а его ширина была приблизительно 35 метров.
В 1851 году на Крещатике построили первое большое каменное здание для дворянского губернского собрания. Автором проекта был архитектор А.В. Беретти. К концу 19 века Крещатик был полностью застроен. Здесь было множество магазинов, банков, различных контор. В 1892 году по Крещатику была проложена первая в Российской империи линия электрического трамвая, соединяющая Крещатик с Подолом. В начале 20 века на углу Крещатика и ул. Прорезной по проекту известного архитектора В. Городецкого был построен Дом Российского страхового общества, в 1914 г. по проекту П.С. Андреева был построен Пассаж. Приблизительно в это же время строятся здания, которые и сейчас стоят в ряду достопримечательностей Киева – Бессарабский крытый рынок и здание Купеческого собрания (Национальная филармония Украины).
Самое трагичное время для Крещатика наступает в годы Великой Отечественной Войны. Подавляющее большинство домов на улице и прилегающих районах были взорваны. Сразу же после освобождения Киева в 1943 году начинаются восстановительные работы. Именно тогда правая сторона улицы была приподнята на 2 м, здания отодвинулись вглубь, а перед ними появился знаменитый каштановый бульвар. При застройке Крещатика архитекторы старались выигрышно соединить особенности архитектурных ансамблей с природным ландшафтом. На месте разрушенных дореволюционных зданий выросли здания в стиле “сталинского ампира”, которые удачно вписались в образ нового Крещатика. Изменению подверглась и главная площадь Киева, которая сейчас носит название Майдан Незалежности (Площадь Независимости).
ПАМЯТНИК БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ
Памятник гетману Богдану Хмельницкому – один из знаменитейших памятников Киева, своеобразный символ Киева. Установлен он в честь гетмана Богдана Хмельницкого, который вошел в историю Украины как выдающийся полководец, государственный деятель, возглавивший восстание украинского народа против господства Речи Посполитой. Памятник расположен на Софийской площади перед Софийским собором.
Идея создания памятника Богдану Хмельницкому в Киеве появилась в 1840-х годах, а ее инициатором был знаменитый историк, профессор киевского института Николай Костомаров. С 1870-го года начинается сбор средств на сооружение памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. Статуя гетмана была отлита на петербургском заводе в 1879-м году, и сразу передана в Киев. Но вот в Киеве фигуре Богдана Хмельницкого пришлось простоять несколько лет во дворе присутственных мест, так как из-за нехватки средств не был сооружен постамент. Лишь в 1885-м году был создан постамент, который был проще, чем изначально задуманный. Сам архитектор и автор постамента, Владимир Николаев соорудил его абсолютно бесплатно – часть камней для постамента была подарена киевской крепостью.
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве был торжественно установлен в 1888-м году, в честь 900-летия со дня Крещения Киева. Относительно его установки сразу же возникло несколько легенд и баек. Одна из них гласит, что изначально памятник был установлен так, чтобы булава гетмана указывала на Польшу, но получилось, что «пятая точка» коня повернута в сторону Михайловского собора, что было вовсе неправильно. После этого памятник развернули так, что он указывает булавой в сторону Скандинавии.
ПОДОЛ
Подол – старейшая часть Киева, «нижний город», город прямо у Днепра. Подол является одним из исторических районов Киева, сыгравшим в жизни города огромную роль, как в княжескую эпоху, так и во времена Российской империи. Главная улица Подола – улица Сагайдачного.
Подол изначально развивался как портовая часть Киева, здесь селились ремесленники, велась активная торговля. О древности Подола свидетельствуют названия улиц – Щекавицкая, Хорива, Игоревская, Борисоглебская, и окружающих Подол холмов – Щекавица, Хоревица и так далее. На Подоле протекала река – Почайна. Сейчас о ней напоминает только название улицы – Почайнинская. Именно в этой реке, по версии многих ученых, крестили киевлян. Более того, согласно общей теории, первое время Киев был именно «городом на Почайне». И не городом на Днепре, а «городом у Днепра».
После разгрома Киева ордами Хана Батыя жизнь Киева переместилась с Верхнего города на Нижний город – Подол. Центром Подола становится современная Контрактовая площадь – это центр торгов, здесь выставляют и продают свою продукцию ремесленники, здесь же заключаются контракты, ведутся торги. В итоге на Подоле со временем появляются Магистрат, Киево-Могилянская академия и множество других городских объектов. С конца 18-го века на Подоле начинает проходить ежегодный контрактовый ярмарок.
В 1811-м году на Подоле случается страшный пожар, уничтоживший огромное количество домов и построек. На сегодняшний день на Подоле можно увидеть лишь несколько домов, дошедших до нас с «допожарных» времен. Примеры – Домик Петра и Дом Мазепы. После пожара улицы Подола были проложены заново и прямолинейно, образовав ровные кварталы. После Пожара Подол продолжает активно застраиваться – появляется Гостиный двор, Контрактовый дом. Современный облик улицы Сагайдачного сохраняет вид Подола конца 19-го века.
На сегодняшний день на Подоле расположено огромное количество старых церквей различных исторических периодов, множество интересных исторических построек, ряд музеев.
ПАМЯТНИК ВЛАДИМИРУ ВЕЛИКОМУ
Памятник князю Владимиру, крестителю Руси, старейший скульптурный памятник Киева, стоит в парке на Владимирской горке. Над крутым берегом Днепра высится фигура святого Владимира. Бронзовая 4,4-метровая статуя Крестителя Руси Владимира, изображённого в плаще с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой,, возвышается на 16-метровом постаменте, имеющем абрис восьмигранной часовни в псевдо-византийском стиле на квадратном стилобате. Кирпичный постамент и стилобат облицованы чугунными плитами. Общая высота памятника — 20,4 м. Горельеф, размещенный на пьедестале памятника Владимиру, изображает сцену крещения жителей Киева. Оформление постамента дополнено изображениями звезд и крестов – символов крещения огнем и мечом, архангела Михаила, который является покровителем Киева и изображен на гербе города, оружия, факела как символа просвещения, а также символов плодородия. Огромный крест, который держал Владимир, был оборудован газовыми горелками, для того, чтобы фигура была видна ночью. Позже газовые рожки заменили электрическими лампами.
Прежде это место называлось Михайловской горкой, по имени Михайловского монастыря, которому принадлежала земля. Когда эти земли отошли в собственность города, здесь устроили парк по типу Швейцарских гор: разбили газоны, проложили аллеи и расставили скамейки для отдыха, даже построили чайный павильон и фонтан. Разноуровневые террасы соединялись кирпичными дорожками и лестницами. Частью развития Михайловского парка стала установка памятника святому Владимиру в 1853 году. Вначале, в 1840 году, склон укрепили и оборудовали на нем террасу. Было решено установить памятник Князю Владимиру на том месте, где когда-то происходило крещение русского народа. Создавали скульптуру в Петербурге. Над ней работали скульпторы Петр Клодт, Владимир Демут-Малиновский, инженер Александр Тон.
Виолетта Жигулина