Есть не так уж и много вещей, которые могут «взорвать башню» вполне миролюбивому и добропорядочному среднестатистическому европейцу. И едва ли не первое место в таком списке будет занимать случай, когда обожаемая спортивная команда проигрывает/выигрывает у заклятых соперников. В таких случаях обычные люди весьма редко пользуются здравым смыслом. На первый план выходят эмоции – либо негативные, либо позитивные, однако именно это превращает приличных на первый взгляд людей, иногда в уже преклонном возрасте, в толпу, которая сметает все на своем пути. Бороться с этим явление можно и нужно, однако почти бесполезно. Пока существует спорт, пока существуют матчи непримиримых соперников, их всегда будут сопровождать эпизоды типа недавнего «вечного» дерби с чемпионата Сербии по футболу, в котором «Црвена Звезда» играла с «Партизаном». Разбитые лица, полуголые окровавленные тела на футбольном поле, трибуны, превратившиеся в адский огонь. И все это, на минуточку, разборки не двух враждующих сторон, а лишь одной: именно в такой способ делили власть две радикальные «конторы» одного клуба – «Партизана». Кстати, противостояние фанов «Звезды» и «Партизана» ничем не отличается от стычек враждующих группировок «партизан». Разве только тем, что эти противостояния еще более яростные.
Примечательно, что таким сербским фанатским антагонизмам отроду не так уж и много лет. Настоящие болельщицкие зарубы начались в начале девяностых годов прошлого века, после распада Югославии. И едва ли не главным фактором, погубившем некогда сильную страну, стал футбольный матч между «Црвеной Звездой» из Белграда и «Динамо» из Загреба. Этот поединок в мае 1990 года продлился всего 10 минут. А дальше – сплошной кошмар, в котором смешались все – и футболисты, и болельщики, и тренеры, и полицейские. После этого поединка вопрос о кровавом распаде Югославии уже больше не уходил с повестки дня. Примечательно, что после развала Югославии болельщицкие разборки не утихли. Самые буйные фанаты в этой части материка – в Сербии. Причем им почти все равно, какой вид спорта «поддерживать» – футбол, баскетбол или волейбол.
Причин такого (и подобного) поведения болельщиков, из-за чего градус спортивных поединков увеличивается в разы, может быть сразу несколько. Это и исторические разногласия, и религиозные, и социальные, и мировоззренческие
Причин такого (и подобного) поведения болельщиков, из-за чего градус спортивных поединков увеличивается в разы, может быть сразу несколько. Это и исторические разногласия, и религиозные, и социальные, и мировоззренческие. Да, собственно, любая причина может стать поводом для фанатской войны. И, что показательно, зачастую такие войны выходят далеко за рамки болельщицких разборок. Случалось, что из-за таких противоборств даже объявлялись войны между государствами или прекращались дипломатические отношения (такие «инструменты влияния» в середине прошлого столетия культивировались в некоторых странах Латинской Америки). Опять-таки, полностью избежать подобных (и иного рода) инцидентов в дальнейшем вряд ли получится, ведь альтернативу спорта пока что не придумали.
На данный момент география кровавых фанатских разборок значительно изменилась. Если раньше в подобном ритме жили преимущественно британские болельщики, то сейчас просматривается явный крен в сторону Юго-Восточной Европы
Показательно, что на данный момент география кровавых фанатских разборок значительно изменилась. Если раньше в подобном ритме жили преимущественно британские болельщики, то сейчас просматривается явный крен в сторону Юго-Восточной Европы, где к обычным атрибутам настоящего спортивного дерби добавляются социально-экономические вопросы. К примеру, едва ли не самым опасным и кровавым футбольным противостоянием считаются матчи двух стамбульских клубов – «Фенербахче» и «Галатасарая». За первый болеют представители азиатской части Турции, более консервативные люди, за второй – ориентированные на Европу, либералы. Это противоборство почти всегда чревато разборками не только на поле, но и вне его. Нечто подобное существует и в Греции. За «Олимпиакос» болеют, скажем так, работяги, за «Панатинаикос» – средние слои населения и богема. Очень редко такие матчи заканчиваются без поножовщины. Кстати, из футбола это противостояние по оси «Оли» – «Пана» перекинулось и на баскетбол. Впрочем, как и в Турции.
Если вы хотите воочию увидеть самое беспощадное дерби, отправляйтесь в столицу Египта на встречу двух каирских футбольных клубов – «Аль-Ахли» и «Замалека». Эти матчи уже давно превратились в нечто очень далекое от спорта, и редко какой поединок проходит без жертв среди болельщиков
Но если вы хотите воочию увидеть самое беспощадное дерби, отправляйтесь в столицу Египта на встречу двух каирских футбольных клубов – «Аль-Ахли» и «Замалека». Эти матчи уже давно превратились в нечто очень далекое от спорта, и редко какой поединок проходит без жертв среди болельщиков. Дошло до того, что все междусобойчики эти команды проводят лишь на нейтральной поле, а обслуживают их исключительно иностранные судьи.
В Южной Америке подобным накалом страстей могут «похвастаться» футбольные поединки в некоторых городах Уругвая, Аргентины и Бразилии. Матчи «Пеньяроль» – «Насьональ», «Фламенго» – «Флуминенсе», «Бока Хуниорс» – «Ривер Плейт» – это всегда не только красиво, но и опасно. Зачастую городские улицы во время таких игр превращаются в настоящие баррикады.
Первоначально понятие «дерби» возникло в Англии. Еще в конце прошлого века некоторые поединки в британском футболе заканчивались или массовой давкой на стадионе, или такой же массовой дракой. Причем с жертвами. О буйном нраве тамошних футбольных болельщиков стало известно всему континенту, когда после кровавого финала Кубка чемпионов «Ливерпуль» – «Ювентус» в середине восьмидесятых английские футбольные клубы отстранили от еврокубков. Такая вынужденная мера, по большому счету, вылечила британский футбол. Сейчас подобные инциденты на Альбионе – сродни сенсации. Дошло до того, что один из известных тренеров, возглавляющий одну лондонскую команду, в сердцах бросил, что стадионы сейчас полны людей, а вот настоящей болельщицкой страсти нет. Хотя почему нет? В Шотландии эта самая страсть все еще живее всех живых. Дерби двух команд из Глазго – «Селтика» и «Глазго Рейнджерс» – все еще остается не только самым старым на континенте, но и одним из самых яростных. Масла в огонь этого противостояния подливает и то обстоятельство, что болельщики двух клубов разделяет еще и вопрос вероисповедания. Если фаны «Селтика» – католики, ратующие за независимость Шотландии, то приверженцы «Рейнджерс» – протестанты, видящие свою страну в составе Великобритании. Этому противоборству – более ста лет. И одному богу ведомо, сколько оно насчитывает жертв.
В континентальной Европе тоже есть знаковые с этой точки зрения противоборства. Взять хотя бы матчи испанских «Реала» и «Барселоны», причем не только футбольные. Во Франции на аналогичную участь претендуют матчи ПСЖ и «Марселя», в Германии – «Баварии» и «Боруссии» из Дортмунда, в Италии – миланские и римские дерби. Практически во всех случаях дополнительной подоплекой противостояний является социальный аспект: «провинциалы» против «столичных», «работяги» против «бюргеров».
В странах, где европейский футбол не является основополагающей спортивной «религией», тоже есть свои дерби. И тоже спортивные поединки имеют не только спортивную составляющую. В американском бейсболе нет ничего круче матчей «Нью-Йорк Янкиз» – «Бостон Ред Сокс», в баскетболе – «Селтик» – «Лейкерс», а в хоккее – «Монреаль Канадиенс» – «Бостон Брюинз». Это сейчас эмоции от этих игр не переходят на городские улицы. Раньше было по-другому. А вот в Австралии подобное относится к регби, особенно когда встречается местная национальная команда со сборной Новой Зеландии.
В Украине подобных спортивных дерби фактически нет. Было одно – футбольное – «Динамо» – «Шахтер», однако после российской агрессии его градус значительно упал.
И слава Богу.