Сто знаменитых женщин, включая французскую актрису Катрин Денев, немецкую актрису Ингрид Кавен и французскую писательницу Катрин Милле, осудили кампанию против сексуальных домогательств, назвав ее кампанией «ненависти к мужчинам». Влиятельные женщины подписали открытое письмо, опубликованное во французском издании Le Monde. По мнению подписанток, кампания #MeToo не борется против сексуальных домогательств, а пропагандирует пуританство. Более того, по их мнению, право мужчин «приставать к женщинам» — часть сексуальной свободы. «Насилие — это преступление. Но настойчивый или неуклюжий флирт — нет. Точно так же, как галантность не является агрессией мачизма», — говорится в письме.
Увы, #MeToo – далеко не единственный пример, когда принцип «за все хорошее, против всего плохого» демонстрирует свою изнанку.
Увы, #MeToo – далеко не единственный пример, когда принцип «за все хорошее, против всего плохого» демонстрирует свою изнанку. Да, добро с кулаками – это правильно, но ведь кулаки не для того, чтобы без разбору колотить всех заблуждающихся. А неправота в каждой отдельно взятой ситуации – не повод для навешивания ярлыков и тем более для расчеловечивания. Ведь какими бы благородными ни были наши претензии, они лишь усугубляют проблемы, а не решают их.
Возьмем в качестве примера совсем другую историю, из совершенно иной сферы и внешне никак не связанную с бурлением нечистот в мире богатых и знаменитых.
В Запорожье выбросившийся из окна самоубийца упал на голову двухлетнему ребенку. Оба участника происшествия погибли. Родители ребенка обратились в больничную часовню за отпеванием, но получили отказ – дитя крестили в Киевском патриархате, а церковь принадлежала Московскому. История была слита в прессу. Ультраправые стали понесли к церквям УПЦ МП игрушки, иногда вместе с факелами. Прокуратура открыла уголовное дело против ряда представителей дуовенства Запорожской области. Страна оказалась на грани большой резни.
Отметим, что в самой православной церкви нет однозначного мнения касательно инцидента: архиепископ Запорожский и Мелитопольский безоговорочно поддержал решение священника, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский, наоборот , объяснил ситуацию ангажированностью или недостаточной компетентностью священника, дьякон Андрей Кураев обвинил обоих в разжигании ненависти к самим себе и даже аргументировал ошибочность их позиции с богословской точки зрения (раскол – не ересь). Тем временем личный представитель Константинопольского Патриарха Варфоломея – глава Консистории УПЦ в США архиепископ Памфилийский Даниил – помолился за упокой младенца Евгения, трагически погибшего в Запорожье вечером 31 декабря. Заупокойная молитва была совершена во время праздничного богослужения в приходе Пресвятой Троицы в Бенсенвилле, штат Иллинойс, – об этом представитель духовенства сообщил в своем блоге.
Масла в огонь подливают и православные активисты, запустившие кампанию расчеловечивания прихожан Киевского патриархата с побиванием родителей погибшего ребенка и обвинениями в конспирологической провокации против церкви – а-ля «специально обученный бандеровец самоубился в сговоре с родителями мальчика, тоже бандеровцами». Да и сам отец Евгений Молчанов озвучил мнение, которое стало катализатором общественного конфликта: «люди крестят детей в Киевском патриархате, и после этого дети погибают», – прокомментировал ситуацию служитель культа. Увы, подобный комментарий трудно назвать примиряющим.
Их объединяет логика навешивания ярлыков, расчеловечивания и кампании в соцсетях как способ продвижения подобных установок.
Если оставить вопросы теологии богословам и звездочетам, то в сухом остатке получаем классический спор о «духе и букве», сопровождающий трактовку любых правил как юридического, так и духовного характера. Над этим спором бьются не только в православном и христианском мире. Спорят об этом салафиты и суфии в исламе, ортодоксы и хасиды в иудаизме, сторонники и противники всякой попытки реформирования католической церкви в Ватикане, пуритане и епископалы в протестантизме, а еще в раннем Средневековье об этом спорили переводчики культовых текстов. И всегда сторонники буквализма представляли воинственное крыло, а сторонники трактовки «по духу» – примиренческого.
Так что же объединяет эти две на первый взгляд столь непохожие друг на друга истории? Их объединяет логика навешивания ярлыков, расчеловечивания и кампании в соцсетях как способ продвижения подобных установок. Действительно, у каждой из сторон есть свои причины: прихожане УПЦ, готовые ежегодно идти на Киев пешим крестным ходом за мир, ммеют все основания ненавидеть руководство УПЦ КП за разжигающие ненависть рассуждения о «грехе федерализации». Однако это не повод разводить мракобесную демагогию о смерти вследствие «неправильного» крещения. Действительно, большинство мужчин имели опыт навязчивого флирта на грани фола, однако это вовсе не повод объявлять всех мужчин насильниками. Ибо в обоих вышеприведенных и миллионах прочих случаев, непримиримость в вопросах философских конфликтов, помноженная на личные разочарования и обиды, ведет к угнетению рас, народов, конфессий, общественных групп и даже полов. И противостоять этой тенденции может лишь подход «по духу» или, если хотите, путь человеколюбия, без деления на «чужих» и «своих». Ибо дух – это прежде всего любовь, а не «добро с пулеметом».
Анантолий Борщаговский