Когда-нибудь культурологи, изучающие советский период обязательно отметят, что главным советским праздником был Первомай. 7 ноября, 9 мая – это не более чем знаковые исторические даты. Они лишь подавали пример новому поколению, на великих, по мнению советских людей, примерах из прошлого. Первомай же был праздником, обращенным к торжеству настоящего – солидарности тех, кто согласно положению советской конституции являлся собственником всех национальных богатств.
Марширующие по центральным площадям колонны работников разных сфер и отраслей как бы напоминали партии-администратору, кто на самом деле является акционерами управляемых ими активов. Глядя на шагающих сталеваров, колхозников, научных работников, педагогов и медиков, стоящие на трибуне вожди проникались энергией народов своей страны, обретая веру в свою страну, позволявшую выигрывать войны, отправлять человека в космос, строить атомные электростанции и прокладывать газопроводы. Ибо за каждым решением партийных номенклатурных работников стояли эти марширующие люди, ответственность перед которыми, так или иначе, понимал всякий советский начальник.
Теперь Первомай утратил свое прежнее значение. Это уже не отчетная встреча совета директоров с советом акционеров. По сути, это праздник профсоюзов, роль которых в наше время тоньше комариного писка, а еще левых, разглядеть которых в странах бывшего СССР можно лишь при помощи микроскопа. Кое-где, кстати, уже и микроскоп не поможет. Ведь даже такие большие постсоветские левые партии как КПРФ, или, допустим, КПУ до 2014 года, давно утратили не только влияние в профсоюзах, но всякую связь с широкими массами трудящихся, превратившись в партии политически активных, но социально депривированных граждан.
Утрата смысла мероприятия искажает форму его проведения, его содержание, восприятие обществом. В российском Санкт-Петербурге у участников шествия изъяты флаги США, Израиля, Украины, Меджлиса крымско-татарского народа и ЛГБТ – правоохранители сочли их противоречащими заявленной повестке. Так называемая «колонна мира», не согласовавшая своих акций с городской администрацией пыталась перехватить повестку митинга, якобы посвященного коммунальным проблемам. В Москве задержали двоих демонстрантов с чучелами буржуев. Вероятно, правоохранители получили информацию о планируемой попытке их публичного сожжения.
В Украине, где запрещена коммунистическая символика, а результатом Революции Достоинства стали поджоги двух домов профсоюзов, к тому же левые политические объединения регулярно подвергаются нападениям со стороны неонацистов, первомайские мероприятия выглядели совсем жалко. Многие попросту отказались от участия в них из соображений безопасности.
В Киеве, в продвижении идей солидарности рабочего класса солировал депутат фракции БПП и глава СПУ Сергей Каплин – чтобы поднимать в наше время социальную повестку, необходимо быть поближе к президенту-миллиардеру. Если вам это удалось, то вместо подконтрольных СБУ террористов из С14 (по признанию международного сообщества) , контрдемонстрацию против вас проведет одинокий мужик в вышиванке. Устроив селфи-простивостояние «агентам Путина» и «коммунистическому нашествию» он отправится восвояси.
В Одессе, где прошла не менее беззубая демонстрация с участием тех граждан, на кого правые боятся нападать, чтобы ненароком не убить. Между тем, ее участникам все же довелось столкнуться с более жестким сопротивлением. Колонну не допустили к Дому Профсоюзов – ультраправые заблокировали ее шествие, вероятно опасаясь, что оппоненты займут эту стратегическую точку накануне годовщины трагедии 2014 года, которую в среде ультраправых принято именовать «победой одесситов над московскими оккупантами».
Так уж сложилась наша история, что 2 мая для Украины и украинцев – день куда более знаковый, нежели Первомай. Увы, труд и трудящиеся сегодня не в чести. В обществе, где социальный паразит обладает большим статусом, нежели труженик, а роль передовиков производства играют громилы в камуфляже, ни о каких трудящихся говорить не приходится. Тем более, об их солидарности.
Мирослав Буряк