Министр информации коалиционного правительства Ливана Мильхем Райяши сообщил, что ожидает выборов в парламент страны в сентябре или октябре текущего года. Они должны пройти по новой системе, однако детали закона еще находятся в стадии согласования между политическими силами, представляющими различные конфессиональные группы.
Ливан — страна небольшая (население — около 4 млн. чел., территория — 10,5 тыс. кв. км, в три раза меньше Харьковской обл.), но при этом изобилующая различными религиозными группами, отношения между которыми далеко не всегда оставались безоблачными.
В отличие от остальных арабских стран, в Ливане долго преобладали христиане-марониты — одна из шести Восточных католических церквей, имеющая своего патриарха, но признающая высший авторитет папы римского. Это — следствие крестовых походов в Средние века, когда на территории современного Ливана долго существовали мелкие государства, созданные рыцарями-европейцами.
Кроме того, среди христиан имеются приверженцы армяно-григорианской церкви (автокефальной, т.е. признающей власть только своего патриарха-католикоса), армяне-католики, православные (в основном греки), греки-католики (униаты), небольшое число протестантов.
Не проще картина и среди мусульман: среди них имеются сунниты, шииты, друзы (очень своеобразная секта, лишь с оговорками относимая к исламу), алавиты.
С учетом сложных отношений между этими церквами и сектами и их политическими группировками, в 1943 г. (когда страна освободилась от французского колониального владычества) была принята уникальная система распределения власти, основанная на балансе между этими силами.
Так, избираемый парламентом президент может быть только маронитом, назначаемый им и утверждаемый парламентом премьер — суннитом, а парламент — Ассамблею представителей — всегда возглавляет представитель шиитской общины. Правительство формируется той или иной партией или коалицией партий с обязательным сохранением равенства между числом министров-христиан и мусульман. В Ассамблее также соблюдаются пропорции: из 128 депутатов 64 являются мусульманами, 64 — христианами. Представительство отдельных конфессиональных групп основано на их численности в составе населения страны.
В 1970—1980-е гг. в стране неоднократно вспыхивала гражданская война между христианами и мусульманами, которая привела к значительным жертвам среди мирного населения.
Новый закон вводит пропорциональное представительство политических партий в соответствии с количеством голосов, набранных ими в целом по стране, а не в отдельном избирательном округе. Но при этом министр (маронит) считает необходимым соблюдать и представительство последователей отдельных конфессий, чтобы избежать новой вспышки гражданской войны. Сам принцип не вызывает возражений в Ливане — споры идут о конкретных цифрах этого представительства.
Независимые наблюдатели уже давно указывали на отсутствие четких данных о составе населения. Власти избегают регулярных переписей, так как не желают выявления изменившейся действительности: по всей видимости, большинство населения уже давно принадлежит не к маронитам, а к мусульманам-шиитам (благодаря более высокой рождаемости), а тогда нужно пересмотреть квоты представительства и характер распределения высших постов.