Сегодня израильско-палестинский конфликт, пожар которого то разгорался, то затухал, рискует полыхнуть с новой силой. Вопрос о принадлежности Иерусалима, на который мировое сообщество пытается закрывать глаза, получил новое развитие благодаря опрометчивому или смелому – кому как нравится – решению Дональда Трампа. Все вокруг только и говорят о том, что 6 декабря американский президент объявил Иерусалим столицей Израиля, всколыхнув тем самым шаткое спокойствие.
Вопрос о принадлежности Иерусалима, на который мировое сообщество пытается закрывать глаза, получил новое развитие благодаря опрометчивому или смелому – кому как нравится – решению Дональда Трампа.
Однако зачем президенту США было принимать решение, ставшее спичкой, зажженной над кострищем? Каковы причины столь резкого шага? И каких последствий стоит ожидать? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разобраться в историческом контексте противостояния в борьбе за контроль над городом трёх мировых религий.
Точная дата основания Иерусалима неизвестна. Первые упоминания о городе относятся к 18 веку до н.э. С того времени он поменял десятки правителей. Первым доподлинно известным был иудейский царь Давид, захвативший Иерусалим около 1000 года до н.э. и перенёсший в город Ковчег Завета, тем самым превратив Иерусалим в центр иудейской религии в античной его версии – без синагог, но с жертвенниками и ритуальным зарезом скота по праздникам.
Давида сменил его сын Соломон, который воздвиг на горе Мория Святой Храм, получивший историческое название Первый Храм. После смерти царя Соломона от Израильского царства откололась часть территорий, образовавших новое государство Иудею со столицей в Иерусалиме.
В середине 1 тысячелетия до н.э. город захватывает вавилонский царь Навуходоносор, разрушая Храм Соломона, который будет отстроен лишь в 516 году до н.э.
Меньше чем через 500 лет, около 64 года до н.э., в Иерусалиме вместе с приходом римлян появляется христианство.
Между 66 и 77 годами происходит первое восстание иудеев, в результате которого город разрушают, а Второй Храм превращают в руины. С этого момента открывается и новый этап иудаизма – религия Книги вместо религии Храма.
В 135 году после подавления очередного мятежа римский император переименовывает Иудею в Сирию-Палестину, а Иерусалим получает название Элия Капитолина. В городе начинается масштабное строительство, в ходе которого возводится множество христианских церквей.
В 325 году император Константин возвращает городу название Иерусалим. А в 335 году происходит знаковое событие – освещение Храма Гроба Господня – и Иерусалим становится столицей христианства.
Следующим в 638 году Иерусалим захватывает халиф Умар ибн аль-Хаттаб – праведный Халиф. Так город обретает свою третью религию – ислам. На месте бывшего Второго Храма возникает мечеть Аль-Акса, куда, согласно мусульманской мифологии улетела душа Пророка Мухаммеда после смерти, перед тем, как вознестись на небеса. Город переименовывают в аль-Кудс аль-Шариф.
Дальше власть переходит к Фатимидскому халифату, а затем к туркам-сельджукам, правившим до Первого Крестового похода, результатом которого стали следующие 100 лет существования Иерусалимского королевства и возрождение в городе христианства.
Вскоре власть у крестоносцев отвоёвывают мусульмане под предводительством Саладина. После этого Иерусалим на три столетия становится духовным центром мусульман. Тем не менее в экономическом плане город с каждым годом увядает, и на момент завоевания его в 1517 году Османской империей население Иерусалима едва ли насчитывало 10 000 человек. С возвращением турок город вновь начинают развивать и отстраивать. Мир устанавливается и между представителями трёх религий: мусульманами, евреями и христианами.
Однако из-за смены османских правителей интерес к Иерусалиму сходит на нет, как и усилия по его развитию – город вновь превращается в далекую от шумного Стамбула провинцию.
Власть Османской империи над Иерусалимом продержалась до 1917 года, когда в ходе Первой мировой войны город заняли британские войска. К этому моменту он напоминал мозаику: каждый район являлся центром своей этнической группы. По окончанию войны Иерусалим вместе с другими ближневосточными территориями согласно мандату Лиги Наций попадает под британское правление.
В этот период на фоне общего роста населения города и, в частности, роста его еврейской составляющей, отношения между тремя религиозными общинами осложняются. Поэтому по истечению Британского мандата в Палестине ООН объявляет о разделении территорий Палестины на два государства: арабское и еврейское. Иерусалим, согласно плану, должен был стать городом под международным контролем.
Однако этому не было суждено осуществиться. В 1948 году, после провозглашения Израилем независимости, разгорается арабо-израильская война за власть, длившаяся до 1949 года. Её результатом становится разделение Иерусалима на две части: арабскую и еврейскую. Последняя вскоре, а именно, 13 декабря 1949 года, была объявлена столицей Израиля. Другая, восточная часть города, была в 1950 году аннексирована Иорданией, и через три года объявлена её столицей.
Во время Шестидневной войны в 1967 году Израиль захватывает Восточный Иерусалим и 27 июня заявляет о своём суверенитете над объединёнными территориями города, предоставляя представителям всех трёх религий равно свободный доступ к святым местам.
30 июля 1980 года правительство принимает Закон об Иерусалиме, согласно которому восточная часть города официально аннексировалась, а объединенный Иерусалим объявлялся вечной, единой и неделимой столицей Израиля.
В то же время Палестина, несмотря на свой непризнанный статус, не переставала бороться за Иерусалим. В 1997 году Палестинским законодательным советом был принят Основной закон, провозглашающий Иерусалим столицей государства Палестина. Данный документ был подписан председателем национальной администрации в 2002 году.
Что же касается США, то история с признанием объединённого Иерусалима столицей Израиля началась ещё во время президентства Билла Клинтона в 1995 году, когда он подписал закон о признании объединённого Иерусалима и перенесении посольства США из Тель-Авива. Однако президент, как лицо ответственное за его исполнение, оставлял за собой право отсрочить приведение закона в действие при условии угрозы национальным интересам Соединенных Штатов. Этой уловкой и пользовались все последующие президентские администрации, каждые полгода откладывая имплементацию закона.
Сегодня факт признания Дональдом Трампом объединенной столицы является демонстрацией приверженности Израилю, что на фоне налаживания отношений между двумя государствами выглядит довольно логичным, хотя и чреватым непредсказуемыми и опасными последствиями для развития ситуации в регионе.
Международная реакция не заставила себя ждать. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал решение американского президента отважным и справедливым. Кроме того, он считает это важным шагом в сторону мира, так как не может быть мира без Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль.
Палестина, в свою очередь, намерена подать на США жалобу в Совет Безопасности ООН. А движение сопротивления ХАМАС заявило, что на палестинской земле нет места для Государства Израиль, и объявило 8 декабря «днём гнева» против Соединенных Штатов, призвав палестинцев выразить своё несогласие всеми доступными методами.
Ближневосточные государства, такие как Турция, Катар, Египет, Иран, Иордания и другие, выразили осуждение и беспокойство по поводу решения США, назвав его провокационным, опасным и безответственным. Турция также озвучила намерения разорвать дипломатические отношения с Израилем в случае признания Иерусалима столицей.
Европа также не выразила своего одобрения, в частности, Эммануэль Макрон заявил, что действия Трампа нарушают международное право, а Тереза Мэй сказала, что такое вмешательство не поможет сторонам конфликта найти мирное решение ситуации. Последнее мнение является довольно справедливым, поскольку теперь Палестина вероятно будет против какого-либо участия США в мирном урегулировании.
Пока мировые лидеры упражняются в политической риторике, тысячи палестинцев вышли на улицы не только на западном берегу Иерусалима, но и по всему миру. Однако благодаря действиям властей, ожидавших подобное реакции населения, были приняты дополнительные меры безопасности и к субботе акции протеста утихли. Общее число пострадавших составляет примерно 140 человек.
Помимо этого, она акцентировала внимание на том факте, что Соединенные Штаты признали Иерусалим столицей Израиля, не выразив позиции касательно окончательных границ Иерусалима, тем самым оставив принятие решения по этому вопросу непосредственным участникам конфликта.
В пятницу состоялось экстренное собрание Совета Безопасности ООН, в ходе которого все страны-участницы осудили решение Трампа. В защиту позиции Штатов постоянный представитель при ООН Никки Хейли заявила, что их целью является способствовать миру. Помимо этого, она акцентировала внимание на том факте, что Соединенные Штаты признали Иерусалим столицей Израиля, не выразив позиции касательно окончательных границ Иерусалима, тем самым оставив принятие решения по этому вопросу непосредственным участникам конфликта.
Однако, какие бы планы не строило американское руководство, оттягивание принятия окончательного мирного решения может быть чревато обострением религиозного радикализма в регионе и возгоранием новых очагов конфликта.
Екатерина Щербак