Самая живописная киевская улица и главный must-see у гостей города – Андреевский спуск, несмотря на почтенный возраст, впервые отметила свой День рождения, причем сделала это с размахом, собрав на праздник десятки тысяч людей. На один день этот исторический и культурный уголок столицы погрузился в красочный карнавал, объединивший сотни музыкантов, художников, актеров, литераторов, танцоров и просто творческих личностей.
От Ливера до Алексеевского
Забавно, но до середины XX века (с 1928 по 1944 годы) Андреевский спуск назывался спуском Ливера, нет, не из-за ливерной колбасы, а в честь подольского революционера периода Гражданской войны Георгия Ливера, однако еще в советское время улице было возвращено ее историческое название.
Впрочем, у Андреевского спуска есть и другое название – литературное. Гуляя по улице, на доме под номером 13 можно увидеть табличку: Алексеевский спуск 13 – именно под этим адресом Андреевский спуск фигурирует в одном из самых известных произведений про Киев «Белая гвардия» Булгакова, куда автор поселил своих героев, а поселил он их как раз в дом, где сам жил в свой киевский период жизни. Закономерно, что сейчас в доме № 13 разместился музей в честь писателя, а рядом установлен памятник Булгакову. Теперь возле дома экскурсоводы водят колонны туристов, которые в надежде на исполнение своих желаний усердно натирают бронзовому изваянию «Мастера» кончик носа.
Говоря о памятниках, стоит отметить и другие литературные образы, поселившиеся на улице – памятник носу Гоголя (повесть «Нос»), который с Андреевского спуска №34 пропутешествовал на улицу Десятинную, 13, и, конечно же, памятник главным героям пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами» Проне Прокоповне и Голохвастову возле Андреевской Церкви, при этом гости и жители Киева не дают патине покрыть перстень на мизинце невесты и жука на фраке Свирида Петровича, ведь согласно возникшей примете, если потереть именно в этих местах, то обязательно повезет в любви.
Киевский Монмарт
Андреевский спуск по праву считается визитной карточкой города – дюжина ресторанов, кофейней и баров, барбершоп, два театра (Театр на Подоле и Колесо), музеи: Музей одной улицы, Музей-мастерская Ивана Кавалеридзе, Музей Булгакова, большое количество галерей и многое другое – по сути это 720 метров праздника.
Название богемного парижского квартала прочно закрепилось за Андреевским спуском, и не удивительно, ведь улица-именинник уже много лет привлекает художников, скульпторов и мастеров – здесь длинная аллея картин и плотные ряды сувенирной продукции: керамика, предметы антиквариата, различные подделки и хэнд-мейд товары.
Именно художники и вдохнули в Андреевский спуск новую жизнь, когда в апреле 1985 года под эгидой Союза художников на улице состоялся первый вернисаж, после чего в день Киева здесь стали проводиться ежегодные фестивали искусств. Глаза художника всегда видят чуть больше, и постепенно киевские творцы обжили красочную улицу, создав настоящую галерею под открытым небом, где каждый сможет найти то, что ему по душе.
«Театр-Монстр» больше не монстр
Киевляне всегда старались оберегать Андреевский спуск, как одно из немногих мест столицы, которое сохранило исторический облик и единый архитектурный ансамбль, не удивительно, что осенью 2016 года общественность ни на шутку взбудоражила история с реконструкцией Театра на Подоле, когда глазам прохожим явилась черная, кубической формы, крыша нового здания. Строящийся театр тут же прозвали «Монстром» по аналогии с «Домом-монстром» на Подоле, который из-за достройки дополнительных пяти этажей нарушил архитектурный ландшафт Нижнего города. Жаркие споры по поводу эстетического решения театра не утихают и по сей день.
По мнению одного из организаторов фестиваля, отвечающего за театральную составляющую праздника Екатерины Борщик, новый театр некорректно сравнивать с «Монстром», скорее, это архитектурный отклик на современную действительность. «Людям сложно воспринимать что-то новое и им тяжело смириться с мыслью, что по-другому тоже может быть хорошо», – говорит Екатерина, при этом акцентирует внимание, что здание нового театра на текущий момент является лучшей театральной площадкой Киева, благодаря мощнейшей аппаратуре, комфортабельному залу и многофункциональным возможностям сцены.
Напомним, что французского писателя Ги де Мопассана ужасно раздражала недавно построенная Эйфелева башня. Тем не менее, он ежедневно обедал в ее ресторане, объясняя это тем, что здесь единственное место в Париже, откуда не видно башни. Поэтому, если вам не нравится вид нового театра, смело заходите внутрь на спектакль, минимум два часа вы точно не будете видеть облик здания на Андреевском спуске.
И снова 9-е сентября
Как рассказала организатор и главный идейный вдохновитель фестиваля Татьяна Митрофанова, основная цель мероприятия – это единение людей, тем более что историческая миссия Андреевского спуска, который веками выполнял роль проводника, соединяя две части города – Верхнюю и Нижнюю. Сначала это была дикая тропа между горами, которая по мере роста города расхаживалась, а к 1711 году была значительно расширена, наконец после возведения Андреевской церкви (1744-54 гг.) безымянная дорога превращается в полноценную улицу под названием Андреевский спуск в честь Андрея Первозванного, который согласно киевской легенде однажды причалил к месту, где теперь стоит носящая его имя церковь. Собственно говоря, день заложения первого кирпича в фундамент Андреевской церкви (9-го сентября 1744 года) организаторы фестиваля и выбрали в качестве Дня рождения улицы.
Татьяна Митрофанова отметила, что в планах ее команды сделать фестиваль Андреевского спуска ежегодным (второе воскресенье сентября). Говоря о сложностях организации подобного мероприятия Татьяна Митрофанова, которая является владелицей ресторана «За двумя зайцами», отметила, что все оказалось легче, чем представлялось: «На Андреевском спуске большое количество разноплановых заведений, и многие откликнулись на нашу инициативу, даже подтянулись соседи с Воздвиженки, например, галерея «Высоцкий», также большое спасибо киевским властям в лице директора городского департамента культуры Дианы Поповой, которая с энтузиазмом отнеслась к проведению подобного события, и отдельная благодарность режиссеру проекта Вячеславу Стесенку, сумевшего все наши пожелания оформить в единый сценарий».
Идем с Татьяной по наполненной музыкой улице: столбы и дома украшены декоративными цветками мальвы (эмблема фестиваля), фотографируемся с участниками феерии, на каждом углу происходят костюмированные представления, во двориках проводятся всевозможные мастер-классы, наконец подходим к террасе Андреевской церкви, откуда уже доносятся мелодичные звуки в исполнении оркестра Киевского театра оперетты. Тысячи людей гуляют по улице, и улица тоже гуляет.
Добавим, что подобный формат уличных фестивалей стал очень популярен у жителей и гостей столицы: вот уже третий год подряд с успехом проходит День улицы Костельной (второе воскресенье июня), а 22 июля своей день отметила Рейтарская улица, аккумулировав в своих топографических границах большое количество прогрессивной молодежи.
Александр Малахов (ФОТО автора)