Венский государственный университет
Венский государственный университет, учрежденный в 1365 году, является третьим из старейших учебных заведений Центральной Европы и первым немецкоязычным университетом. Он имеет 60 корпусов, главный из которых расположен в самом сердце австрийской столицы, на улице Рингштрассе. Университет был назван «Альма Матер Рудольфиной» в честь своего основателя герцога Рудольфа IV Габсбурга. Большой вклад в развитие этого учебного заведения внесли его братья Альбрехт III и Леопольд III. В 1385 году в первом, внутреннем районе Вены, был открыт первый учебный корпус, состоявший из 3 факультетов – юридического, медицинского и свободных искусств. Альбрехт III переманил сюда лучших преподавателей парижской Сорбонны, а также при поддержке католической церкви открыл теологический факультет. Кульминацией расцвета средневекового университета стал 1450 год, когда здесь обучалось 6 000 студентов. Однако в результате осады Вены османскими войсками он пришел в упадок и возродился только 1749 году благодаря реформам Марии Терезии и ее сына Иосифа II. В 1753 году университет получил новое здание в стиле французского барокко, построенного по проекту архитектора Жана Николя Жадо и приказу императора Франца I. С 1847 года здание занимает австрийская академия наук.
В 1883 году университет переехал на Рингштрассе. Современное массивное здание в стиле итальянского возрождения было возведено за 10 лет 1873 Генрихом Ферстелем. Чтобы проникнуться духом «университетского зодчества» архитектор поехал в Италию, где разработал проект будущего храма науки, соединив два европейских архитектурных стиля – итальянский ренессанс и австрийское барокко. В этом огромном сооружении, которое отличается чистотой готических форм, площадью более 20000 квадратных метров, насчитывается девять внутренних дворов, обрамленных аркадами. Главный двор выполнен по образцу римского палаццо Фарнезе. Во дворах установлено 155 памятников выдающимся ученым, имена которых вошли в историю университета, в том числе Эрвину Шредингеру и Зигмунду Фрейду. Главный фасад украшен многочисленными скульптурными изображениями, бюстами ученых в нишах и позолоченными скрижалями. Его центральный выступ, сделанный наподобие лоджии эпохи Высокого Возрождения, венчает изогнутая куполообразная мансардная крыша. По краям здания расположены невысокие башенки. Симметрично по обе стороны от центрального входа по верхнему этажу протянулись арочные окна, а на крыше выстроились статуи-часовые.
Интерьер здания восхищает своим великолепием и красотой. Привлекают внимание две величественные парадные лестницы и обилие колонн, на которые отбрасывают мягкий свет фонари. Внутри церемониальные залы, аудитории, главная университетская библиотека, одна из самых богатых в мире, административные офисы, зал для торжественных событий, где каждый год выпускникам вручают дипломы, а летом проходит традиционный всеобщий Университетский бал. На красном мраморе зала увековечены имена всех ректоров университета, начиная с 1365 года. Рядом с ними, на отдельном дисплее расположены девять имен с портретами Нобелевских лауреатов, которые здесь учились или преподавали. Недалеко от главного корпуса на территории бывшего городского госпиталя расположился уютный кампус.
В наши дни Венский университет имеет восемнадцать факультетов, четыре учебных центра и предлагает более 180 образовательных программ. Здесь обучается более 80000 студентов. Из 9500 штатных сотрудников университета более половины имеют ученые степени, среди которых есть академики и даже нобелевские лауреаты. Университет является серьезным научно-исследовательским центром, членом Европейской Ассоциации университетов и сети университетов европейских столиц, тесно сотрудничает с 350 европейскими вузами.
Венская Ратуша
Городская ратуша, расположенная на площади Фридриха Шмидта во Внутреннем Городе, по справедливости считается украшением австрийской столицы. Благодаря ее высоте, венскую ратушу хорошо видно почти из любой точки города. История этого пленительного ажурного сооружения берет начало с середины XIX столетия, когда император Франц Иосиф приказал заложить новую улицу Рингштрассе вместо старой городской стены и в 1868 году объявил конкурс на лучший проект новой городской ратуши, в котором приняли участие 64 именитых градостроителей. Победителем стал эскиз Фридриха фон Шмидта, немецкого и австрийского архитектора. На возведение этого изысканного дворца в неоготическом стиле ушло целых десять лет.
Здание, построенное из кирпича и облицованное камнем, длиной 152 метра и шириной 127 метров имеет центральную башню высотой 105 метров и две 61 метровых боковых. Нижняя галерея ратуши выполнена в виде аркады. Его семь внутренних дворов выполнены в стиле барочных дворцов. У каждого этажа своя высота. Более высокие этажи вмещают парадные залы, более низкие – хозяйственные помещения. Дворец, в котором находятся 1 575 парадных залов и камерных кабинетов, занимает целый квартал. Венчают ратушу устремившиеся ввысь готические шпили. Внешний облик этого удивительного сотканного из каменного кружева сооружения восхищает своей хрупкостью и легкостью. Венская Ратуша представляет собой архитектурный шедевр, на создание которого ушло более 40000 кубометров камня, привезенного не только из разных подземных кладовых Австрии, но также из Германии, Франции и Италии. Все башни, колонны, балюстрады, лестницы и практически весь декор состоит из натурального камня. Фасад щедро украшен скульптурами и панно, которые изображают не только императоров, но и простых людей, ремесленников и воинов. На стенах установлены аллегорические фигуры, олицетворяющие добродетели, включая мудрость, справедливость, верность, а также науку и искусство. Четыре скульптуры принадлежат руке великого скульптора Антона Бренека. Фасад также декорирован многочисленными мифологическими сюжетами с изображениями львов, драконов и собак. На главной башне находятся часы и колокола, традиционные для всех ратуш. Над ней установлена железная скульптура стража-хранителя Вены, доспехи которого идентичны латам императора Максимилиана II. Высота этого рыцаря-знаменосца вместе с флагом составляет 5,4 м, а вес – 1,8 тонны. У подножия стража размещена смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на австрийскую столицу. Но, чтобы насладиться зрелищем, необходимо преодолеть 256 ступенек. Во дворе ратуши находится уменьшенная копия рыцаря, которая позволяет детально рассмотреть символ Вены.
Парадная лестница ведет в главный праздничный зал, поражающий своим размерами и великолепием. В нем выставлены скульптуры прославленных горожан Вены. Также впечатляет двухэтажный зал Общинного совета с позолоченным деревянным потолком, люстрой весом в три тонны и зофор, отображающий знаменательные моменты истории столицы Австрии.
Венскую Ратушу окружает роскошный парк в пейзажном английском стиле, который открылся в 1873 году стараниями выдающегося ландшафтного мастера, городского садовника Рудольфа Зибека. В парке расположены многочисленные памятники известным австрийцам, в том числе, королю вальсов Иоганну Штраусу. В 1986 году за зданием ратуши был установлен памятник ее создателю Фридриху фон Шмидту.
В наши дни, как и в конце XIX столетия, ратуша служит резиденцией бургомистра и председателя земельного правления. В ней размещена венская городская и земельная библиотека, венский городской и земельный архив. Здесь находятся кабинеты муниципальных директоров, различные отделения магистрата, а также заседает сенат Вены и венское земельное правление. Тем не менее, в здании проводятся около 800 светских мероприятий в год, в том числе балы, выставки и концерты. Каждый год на площади перед ратушей водружают главную рождественскую елку австрийской столицы и устраивают традиционную ярмарку. В зимнее время в ратушном парке открывают каток, а летом – кинотеатр под открытым небом, в котором показывают знаменитые оперные представления в рамках фестиваля классической музыки.
Хофбург
Дворцовый комплекс Хофбург расположился в Первом центре Вены на территории около 240 тысяч квадратных метров. Здесь находятся девятнадцать дворцов и восемнадцать других сооружений, 2600 комнат, а также парадные площади, возведенные в разные исторические эпохи, поэтому в архитектуре Хофбурга присутствует смешение стилей готики, барокко, классики и нео-ампира. Вокруг комплекса разбиты роскошные парки Бурггартен и Фольксгартен.
История создания Хофбурга берет начало с середины XII столетия. От средневекового замка сохранилась готическая часовня. Во времена правления Габсбургов крепость превратилась в роскошную зимнюю резиденцию императоров. В 1296 году была построена Замковая капелла, в 1349 году – Церковь Августинцев. Однако именно при императоре Фердинанде I в середине XVI началась масштабная реконструкция Хофбурга. Тогда был возведен Швейцарский корпус с восхитительными Швейцарскими воротами, выполненными в ренессансном стиле, украшенные многоцветными гербами, надписями и фресками, которые ведут в Швейцарский двор, где в наши дни находится самая крупная сокровищница мира – наследие династии Габсбургов. Среди множества бесценных экспонатов здесь хранятся короны императора Священной Римской империи, датируемые 962 годом, австрийского кайзера – 1602 годом, сокровища Ордена Золотого руна и бургундов XV века. Двор и ворота получили свое название благодаря швейцарской гвардии, которая была личной охраной императрицы Марии Терезии. Лестница из Швейцарского двора ведет к Императорской капелле, созданной в готическом стиле, где каждое воскресенье непревзойденный венский хор мальчиков исполняет произведения Гайдна и Шуберта. Хор был основан еще в 1498 году императором Максимилианом I.
С противоположной стороны от Швейцарского корпуса по приказу Фердинанда I были построен Шталльбург – Конюшенный замок в стиле ренессанс. Сейчас здесь располагаются конюшни Испанской школы верховой езды. В 1611 году по приказу Максимилиана II напротив Швейцарских ворот был построен изысканный дворец из четырех корпусов в стиле раннего барокко, впоследствии названный Амалиенбургом в честь вдовы императора Иосифа I Амалии Вильгельмины. Фасад декорирован уникальными астрономическими и обыкновенными часами, а во внутреннем дворе сохранился фонтан эпохи Возрождения. В XIX веке здесь находилась зимняя резиденция Франца Иосифа I и его супруги Елизаветы Баварской, известной под именем Сиси. Сейчас часть дворца представляет собой экспозицию «Императорские апартаменты», которая включает Большой зал для аудиенций, опочивальню, гимнастическую комнату Елизаветы, а также знаменитый музей Сиси. Сохранились портреты, гобелены, мебель той эпохи, личные вещи.
В 1660-е годы с западной стороны от Амалиенбурга был возведен длинный корпус Леопольда, протянувшийся до Швейцарского корпуса. В XVIII веке его перестроили, добавив целый этаж и украсив в стиле барокко. В наши дни корпус служит официальной резиденцией президента Австрии.
XVIII столетие ознаменовалось бурным размахом строительства Хофбурга. Параллельно корпусу Леопольда была возведена Рейхсканцелярия. Внутри здания сейчас находится роскошный музей «Кладовая столового серебра». Швейцарские ворота, Амалиенбург, Корпус Леопольда и Рейхсканцелярия опоясывают небольшую площадь, в центре которой стоит монументальный бронзовый памятник императору Францу II в образе римского Цезаря.
В 1735 году к югу от Швейцарского корпуса было построено здание библиотеки по проекту архитектора Иоганна Фишера фон Эрлаха. Овальный парадный зал, на стенах которого плотными рядами стоят тома книг, накрывает купол, украшенный грандиозной фреской работы Даниэля Грана. На ней изображен император Карл IV в окружении Геракла, Аполлона и аллегорий искусств и наук. В наши дни собрание библиотеки вмещает более 7,5 миллиона книг, 180 тысяч папирусов, а также многочисленные старинные фотографии, плакаты, автографы, партитуры великих композиторов, древние рукописи, карты, глобусы. Здесь хранится более восьми тысяч книг, изданных в Европе до 1501 года.
С южной стороны библиотеки находится дворец, возведенный в конце XVIII века и подаренный императором Францем II герцогу Альберту Саксен-Тешенскому. В этом здании в наши дни размещена галерея Альбертины, основой которой стала коллекция графики герцога.
Во времена правления Франца Иосифа к западу от Швейцарского корпуса был построен Императорский форум и внешняя дворцовая площадь Хофбурга – Хельденплац (площадь Героев). В центре были установлены бронзовые памятники выдающимся полководцам – принцу Евгению Савойскому и эрцгерцогу Карлу. С южной стороны к площади примыкает замок Новый Хофбург в стиле нео-ампир, на фасаде которого стоят 20 скульптур, изображающих ключевых исторических фигур Австрии. Здесь сейчас находится читальный зал Австрийской национальной библиотеки, музей папирусов, Императорская оружейная палата, коллекция музыкальных инструментов XVI-XIX веков, Эфесский музей и этнографический музей.
В 1893 году было, наконец, завершено строительство площади Михаэлерплац и Михайловского корпуса, проект которых составил еще в 1725 году великий архитектор Фишер фон Эрлах. Дворец с изогнутым фасадом, огромной величественной аркой и щедрым скульптурным декором соединил Рейхсканцелярию и Конюшенный замок.
Историческое и культурное значение Хофбурга, в котором нашла отражение вся история Австрийского государства, невозможно переоценить. Это самая большая сокровищница мира, вмещающая бесценные вещественные свидетельства нескольких эпох.
Дворец Шварценберг
Архитектурно-парковый ансамбль Дворец Шварценберг находится в самом центре Вены в нескольких минутах ходьбы от Венской Оперы и знаменитого Бельведера. Здание, своим внешним обликом напоминающее замок, признано эталоном австрийского барокко.
Дворец должен был стать летней резиденцией графа Генриха Франца фон Мансфельда, принца Фонди. С 1697 года по 1704 год строительством руководил именитый архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт. Но после смерти принца работы были приостановлены, и в 1715 году его дочь продала недостроенное здание видному государственному деятелю – князю Адаму Францу Карлу Шварценбергу. Князь поручил завершить проект известному мастеру-строителю Антону Мартинелли и архитектору Иоганну Фишеру фон Эрлаху, основоположнику школы габсбургского барокко. Эрлах закончил центральную часть здания и купольный зал. В 1723 году дворец был достроен.
В центре сооружения расположен овальный зал, к которому спереди примыкает аркадная галерея. Ее обрамляют изогнутые пандусы. На фасадах боковых корпусов выделяются ризалиты (выступы) во всю высоту здания. Противоположный фасад дворца, центральная часть которого дополнена массивным аттиком, выходит в парк. Основной двор образовывают хозяйственные флигели, построенные симметрично по отношению к дворцу. В левом крыле дворца находится знаменитый Мраморный зал, настенный декор которого оформили великие мастера Хагенмюллеры, а потолок украшен фресками работы Даниэля Грана. В этом зале в наши дни размещена галерея искусств венского барокко. А в зале «Рубенсзааль» хранятся картины самого Рубенса. В правом крыле размещена квадратная часовня, где сбереглись старинные астрономические часы и камины, а также салон принцессы.
После смерти фон Эрлаха его сын Йозеф Эмануэль, завершивший немало творений своего отца, спроектировал дворцовый парк с системами водоснабжения и паровым двигателем – первым в Австрии. Парк украшают великолепные фонтаны в стиле барокко, представляющие скульптурные группы «Четыре времени года» и «Похищение сабинянок», над созданием которых работал скульптор Лоренцо Маттиелли. В 1751 году в имении появилась оранжерея и манеж для верховой езды благодаря усилиям Андреаса Алтомонте.
В 1783 году парк избавился от геометрически правильных форм и получил новый облик в английском пейзажном стиле, в основе которого лежит естественность природного ландшафта и гармония человека и природы.
В настоящее время одно из крыльев дворца-музея остается резиденцией семьи Шварценберг. С 1960-х часть здания превратилась в элитный отель, оборудованный всеми современными удобствами, но сохранивший первоначальный интерьер дворца. Некоторые помещения сдаются в аренду для проведения торжественных мероприятий. В распоряжении гостей отдан роскошный парк площадью 7,5 га, в дальней части которого находятся оранжереи роз, бассейн, теннисные корты, лужайка для загорания и трехкилометровая дорожка для бега трусцой. Отель также славится ресторанами с изысканной французской и венской кухней.
Венская государственная опера
Вена по праву считается музыкальной столицей Европы. И чтобы окунуться в атмосферу города, необходимо посетить Венскую государственную оперу – самый крупный оперный театр в Австрии и центр музыкальной культуры страны.
Австрийская придворная опера берет свое начало с середины XVII столетия, когда спектакли проходили на сценах различных театров. И только в XIX веке по распоряжению императора Франца Иосифа I, свято чтившего традиции и этикет, было начато строительство главного театра страны. В 1863 году два именитых австрийских архитектора Август Сикард фон Сикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль приступили к работе над проектом здания. Они не подозревали, какая трагическая судьба была уготовлена им и их детищу. Дело в том, что изначально Венская опера должна была стать элитным театром, который предназначался только для членов императорской семьи и представителей высшего света. Поэтому к проекту были предъявлены невероятно высокие требования, а работа архитекторов постоянно подвергалась жесткой критике. В результате ван дер Нюлль совершил самоубийство за год до открытия театра, а фон Сикардсбург скончался от инфаркта через два месяца после завершения строительства великолепного здания, которое вызвало бурю негативных эмоций со стороны самого императора и его окружения. Кстати, многие всемирно известные режиссеры надолго не задерживались в этом театре из-за непомерных претензий, выдвигаемых зрителями и критиками.
Создателей Венской оперы обвинили в том, что само строение получилось слишком приземистым и тяжелым, а его оформление – безвкусным и эклектичным. На самом деле, здание, выполненное в стиле нео-ренессанса, завораживало своей красотой и величием. Фасад был декорирован колоннами, арками, пилястрами, а также изображениями сцен из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Знаменитый немецкий скульптор Эрнст Хенель создал в духе античной традиции пять бронзовых статуй, олицетворяющих муз-покровительниц искусству оперы – Героизм, Любовь, Драма, Комедия и Фантазия, которые стали украшением главного входа. На крыше театра расположена еще одно творение великого мастера – статуя Музы на Пегасе.
Внутренняя обстановка здания не могла не вызывать восхищения. На втором этаже были вывешены полотна Морица фон Швинда. Известную мраморную лестницу, ведущую на второй этаж, обрамляли скульптуры, олицетворяющие семь изящных видов искусства работы Йозефа Гассера. На верхней площадке находились изысканные фрески с аллегориями балета, трагической и комической опер, автором которых был Иоганн Прелейтнер
25 мая 1869 года состоялось торжественное открытие Венской оперы, которое ознаменовалось премьерой оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». Благодаря реформам, проводимым главным дирижером театра Густавом Малером, Венская придворная опера превратилась в один из лучших театров Европы.
После упразднения монархии в Австрии в 1918 году театр назвали Венской государственной оперой.
В 1945 году здание было разрушено взрывом упавшей бомбы. И только в 1955 году театр возродился благодаря усилиям архитектора Эриха Болтенштейна, который воссоздал сооружение по первоначальным эскизам. Первой постановкой в заново отстроенном театре стала опера Бетховена «Фиделио», с которой началась современная история Венской оперы. В наши дни она вместе с Ла Скала в Милане и Ковент-Гарден в Лондоне неизменно составляет тройку ведущих европейских театров. В многообразном репертуаре Венской оперы более пятидесяти постановок, но, тем не менее, она придерживается традиций венской классической школы, а ее визитной карточкой стали оперные шедевры Моцарта.
Грабен
Одна из самых знаменитых пешеходных улиц Вены Грабен расположена в центре Внутреннего города. Она проходит от Штефансплац на востоке до перекрёстка с улицами Кольмаркт и Тухлаубен на западе. На этом месте находился оборонительный ров южных крепостных стен древнеримского лагеря Виндобона. В XIII ров засыпали и построили площадь, назвав ее Грабен, то есть «ров». Изначально здесь размещался рынок, где шла бурная торговля овощами, фруктами, мукой и другими продуктами. Со временем через нее стали проходить церковные процессии, так через площадь проходил путь от собора Святого Стефана через Кольмаркт к Хофбургу. В середине XVII столетия Грабен стали обживать состоятельные горожане, которые стали строить здесь богатые дворцы и дорогие лавки. В середине XIX века, в рамках проекта «регулирование Грабена», Грабен переделали в короткую и широкую улицу, разобрав здания с западной и восточной сторон площади. В результате новая улица соединилась с Кольмарктом и получила выход на площадь Шток-им-Айзен-Плац.
Длина улицы составляет 25 км, а ширина – 30 км, поэтому она похожа на вытянутую площадь. В центре Грабен установлена ее визитная карточка – колонна Святой Троицы, или Чумная колонна. Она была возведена по указанию императора Леопольда I в ознаменование избавления города от эпидемии чумы. Строительство под руководством великого архитектора Фишера фон Эрлаха началось в 1683 году и затянулось на целых десять лет. Над колонной работало много архитекторов и скульпторов, включая Штруделя, Раухмиллера, Кракера, Бендела и Бурначини. Монумент представляет собой сложную скульптурную иконографическую композицию, выполненную в стиле барокко. Она воплощает в себе победу над чумой через молитву императора Лепольда I Святой Троице. Под Святой Троицей расположены статуи ангелов и Веры, перед которой на коленях читает молитву император. По обе стороны от колонны стоят великолепные фонтаны XIX века «Йозефсбруннен» и «Леопольдсбруннен», посвященные двум наиболее почитаемым в Вене святых – Йозефа и Леопольда. На улице сохранилось много зданий, выполненных в стиле барокко, в том числе дворец баронов Бартолотти. Здесь также расположены здания, построенные мастером стиля модерн архитектором Отто Вагнером – Дом Грабен-Хоф и высокое с якорями здание страхового общества Анкер. В правом конце улицы находится здание Первой австрийской сберкассы с золотой пчелой на фасаде, которое построено в стиле бидермайер. Несомненно, самым провокационным сооружением Грабена стал Дом Хааса австрийского архитектора- авангардиста Ганса Холлейна, который на месте торгового дома Хааса, уничтоженного во Вторую мировую войну, построил торговый комплекс из стекла и бетона с кафе на крыше. На стеклянном фасаде здания отображается искаженный силуэт Собора Святого Стефана.
В наши дни на улице Грабен, как и в далеком прошлом, проживают обеспеченные венцы. Здесь находятся самые дорогие магазины и элитные бутики, здесь все пропитано атмосферой роскоши, богатства и великолепия.
Парк Пратер
Парк Пратер – один из самых крупных общественных парков австрийской столицы. Он расположен во втором районе столице между Дунаем и Дунайским каналом на протяжении пяти километров вдоль берега.
Его история уходит в 1162 год, когда герцог Фридрих I Бабенберг подарил эту землю дворянской семье де Прато. Название «Пратер», которое означает «луг», изначально применялось к островку на Дунае, но позже распространилось на окрестные территории. С 1560 года эта земля использовалась как частные охотничьи угодья, пока в 1766 году по распоряжению императора Иосифа II здесь открыли городской парк, хотя охота здесь не прекращалась вплоть до 1920 года. В парке появилось множество трактиров, кафе и кондитерских, а также каруселей, качелей и кегельбанов. На протяжении столетий парк непрерывно благоустраивался. В 1897 году было установлено огромное колесо обозрения «Ризенрад» высотой 67 метров по проекту английского инженера Уолтера Бассета. В 1928 году была открыта четырехкилометровая узкоколейная железная дорога Лилипутбан.
В наши дни Пратер представляет собой парковую зону, разделенную на две части. В «Зеленом Пратере» находится ипподром, стадион, велодром, спортивные площадки, главная аллея, а также территория Венской международной ярмарки. В северной части Пратера расположен парк аттракционов «Вурстельпратер», предлагающий более 250 развлечений. Здесь находится самая большая цепочная карусель в мире, вращающаяся часть которой поднимается до высоты 117 метров, то есть до крыши 33этажного дома, а скорость составляет 60 км/ч. Парк славится закрытыми американскими горками «Darkride Insider». Такие аттракционы, как «Bungee Jump», «Turbo Boost», «Space-Shot extreme» и «Ejektion Seat», притягивают поклонников экстремальной скорости. Любители острых ощущений предпочитают покрутиться на «Черной мамбе» со скоростью 80 км/ч или катапультироваться с восемнадцатиметрового «Осьминога». Здесь есть пещеры ужасов и лабиринты, картинги и автодромы, тиры и игровые автоматы, комнаты смеха и водные аттракционы – словом все, что только может предложить индустрия развлечений. Пратер – любимое место юных горожан, для которых на его территории создано множество детских аттракционов.
Парк также имеет свой музей Мадам Тюссо, где можно увидеть знаменитостей прошлого и настоящего, планетарий, ресторан «Швейцарский дом» с «пивным садом», кафе «Лустхаус» («Дом Увеселений») в павильоне, сохранившемся с XIX столетия.
Примечательно, что у этого старинного парка есть собственный музей истории, расположенный в Планетарии Цейса.
Народный парк Фольксгартен
Один из самых живописных и старейших парков австрийской столицы Фольксгартен находится в историческом центре города, между бульваром Ринг и дворцовым комплексом Хофбург. Изначально парк предназначался для императорской семьи, но со дня своего открытия в 1823 году стал доступен для широкой публики. Поэтому его назвали народным – «Фольксгартен».
Парк разбили на месте фортификационных сооружений и земляных валов, разрушенных при взятии Вены войсками Наполеона в 1809 году. В 1817 году здесь появился частный Императорский сад возле дворца Хофбург для отдыха семьи эрцгерцога и его окружения. Но по предложению городских властей сад решили сделать публичным.
Над проектом нового парка трудился садовый архитектор Людвиг фон Реми, который разбил его в классическом французском стиле и придал ему строго геометрическую форму. Вначале сюда заходили только состоятельные венцы, имевшие возможность оплачивать свое пребывание в саду. Особой популярностью пользовался уединенный уголок сада «Aristokraten-Eck» с завораживающей обстановкой, располагавшей к романтическим свиданиям. Со временем сад стал по-настоящему народным, доступным для всех сословий общества.
В 1823 году в центре парка был установлен храм Тезея, созданный архитектором Питером фон Нобилем. Сооружение представляет собой классический храм с колоннами, увенчанными классическим портиком и фронтоном – уменьшенная копия афинского храма Гефеста (Тесейона). Ранее здесь стояла известная скульптура Тезея Антонио Кановы, но сейчас она хранится в Музее истории искусств. В настоящее время в храме Тезея проводятся выставки современных художников.
Скульптуре императрице Елизавете Баварской отведено центральное место в саду. Увековеченная в белоснежном мраморе любимица австрийцев, как и при жизни, отстранилась от публики. Прекрасная Сиси в одиночестве сидит на скамье возле ограды, а от посетителей ее отделяет восхитительная клумба и бассейн с камышами и яркими кувшинками. Памятник работы скульптора Ханса Биттерлиха был возведен в 1907 году в память о трагической гибели императрицы. В парке находится памятник и самому скульптору. Здесь также можно увидеть мемориал в античном стиле, посвященный поэту и драматургу Францу Грильпрацеру, памятник канцлеру Юлиусу Раабу, архитектору барону Карлу фон Хазенауэру и много других великолепных памятников. На территории Фольксгартена расположены несколько фонтанов XIX века с бронзовыми скульптурными композициями, в том числе «Тритон и Нимфа» и фонтан в форме дельфина, на спине которого большая мраморная чаша.
В свое время в саду исполняли свои произведения Иоганн Штраус и Йозеф Ланнер. Сейчас здесь работает один из самых популярных ночных клубов, где звучит электронная и живая музыка.
Фольксгартен буквально утопает в розах. Здесь повсюду высажены изумительные розарии, зачастую выше человеческого роста, и клумбы, в которых насчитывается несколько сотен различных сортов этих роскошных цветов. Кусты роз снабжены табличками с названиями. Несмотря на то, что сад невероятно ухожен, а деревья и кустарники затейливо выстрижены, парк выглядит немного заброшенным из-за «постаревшего» мрамора, позеленевшей бронзы, зарослей камышей и кувшинок, и некоторых других деталей, которые создают неповторимую атмосферу уюта и старины.
Шенбрунн
Один из самых роскошных дворцово-парковых комплексов Европы Шенбрунн
раскинулся в пяти километрах к западу от центра австрийской столицы, в районе Хитцинг. В 1996 году он вошел в Список культурного наследия ЮНЕСКО. В него входит дворец, выстроенный в стиле позднего барокко, великолепный парк и старинный зоопарк.
История Шенбрунна уходит в 1569 год, когда император Максимилиан II, очарованный красотой местного пейзажа, выкупил поместье у Клостернойбургского монастыря и превратил его в загородную резиденцию с охотничьим уделом. В 1683 году во время двухмесячной осады Вены войском Османской империи, здание сильно пострадало, и спустя 13 лет император Леопольд I решил построить вместо него новый дворец, проект которого был поручен великому архитектору Иоганну Фишеру фон Эрлаху. Основные работы были закончены к 1713 году, а в 1728 году Карл VI подарил имение своей дочери, будущей императрице Марии Терезии. Именно во время ее царствования Шенбрунн стал центром придворной и политической жизни страны. Благодаря усилиям архитектора Николауса Пакасси, приверженца стиля рококо, охотничий замок превратился в изысканный дворец. Пакасси кардинально перепланировал интерьер здания, парадные покои и личные апартаменты, где появилась роскошная мебель, фрески и лепнина, а на стенах и потолках – восхитительные росписи. В 1747 году в северном крыле дворца был построен театр, в котором наряду с прославленными исполнителями выступала сама императрица и ее шестнадцать детей. В 1762 году здесь состоялся первый концерт шестилетнего Вольфганга Амадея Моцарта. Супруг Марии Терезии Франц I инициировал возведение на территории усадьбы оранжерей, теплиц и зверинца – первого зоопарка в мировой истории. В 1770-х началась перепланировка парка по проекту Иоганна фон Хенберга. Общая протяженность парка составила 1 км с севера на юг, и 1,2 км с востока на запад. Его украсили многочисленные статуи и скульптурные композиции работы Вильгельма Бейера, в том числе фонтаны «Нептун» и «Обелиск» и «Римские развалины». В 1775 году на вершине холма была возведена колоннада «Глориетте» в стиле раннего классицизма, представляющая собой триумфальную арку с тремя проемами и величественными лестницами.
Дворец Шенбрунн – воплощение истории и могущества династии Габсбургов. В нем находится 1441 помещений, из которых 190 сейчас сдаются в аренду. Только несколько его залов и 40 комнат доступны для осмотра в наши дни. Один из них – Зеркальный зал, где находится алтарь с изображением Девы Марии и изумительные хрустальные зеркала. Здесь защитники Марии Терезии принимали присягу. Неизгладимое впечатление производит Миллионная комната, декорированная панелями с мозаикой из пород розового дерева с миниатюрами в восточном стиле и персидскими коврами. В Круглом китайском кабинете привлекает внимание стол-лифт, который во время обедов спускался на кухню и поднимался обратно, не позволяя слугам подслушивать разговоры императорской семьи. Большая Галерея представляет собой самый большой роскошный парадный зал, стены которого декорированы фресками XVIII века работы итальянского мастера Грегорио Гульельми. Здесь проходили важные государственные мероприятия и пышные балы. Малая галерея с расписанным фресками потолком изобилует золотыми лепными украшениями. В Большом зале Роза, где находится парадный портрет Марии Терезии, настенная живопись представлена пейзажами художника Йозефа Розы. В одном из боковых павильонов Вагенбург находится музей старинных парадных и будничных экипажей, принадлежавшим разным поколениям Габсбургов.
В настоящее время Шенбрунн является одним из излюбленных мест отдыха, где можно не только убедиться в величии Габсбургов, но и совершить увлекательную прогулку по лабиринту Заколдованного сада, который открылся в 1999 году, а также проникнуться атмосферой Японии благодаря удивительному японскому саду. В Павильоне пустыни можно ознакомиться с пустынными растениями и животными нашей планеты. Здесь собрана богатая коллекция экзотических растений, позволяющая окунуться в сказочный мир джунглей. А тенистые арки буковых аллей, посаженных по старинным чертежам во французском стиле, предлагают забыть о суете повседневной жизни и насладиться красотой природы.
Каленберг и Леопольдсберг
Горы и смотровые площадки Каленберг и Леопольдсберг находятся в знаменитом Венском лесу, представляющем собой лесистые холмы, которые расположены к западу от Вены. Высота горы Каленберг составляет 484 м над уровнем моря, а Леопольдсберг – 425.
На Леопольсберге было зафиксировано самое многочисленное древнее поселение на территории современной Австрии, история которого берет начало с середины бронзового века. В 1108 году по приказу маркграфа Леопольда III Святого из династии Бабенбергов здесь начали строительство замка. В XIV столетии здание перешло во владение Габсбургов. Однако в 1529 году его взорвали при подготовке к обороне от войск Османской империи. Спустя 150 лет на руинах замка было решено воздвигнуть барочную церковь Святого Леопольда. Ее строительство после реконструкции архитектора Антонио Бедуцци закончилось в 1730 году. У входа в храм установлены две мемориальные доски – в честь победы над османскими войсками и посещения горы папой Иоанном-Павлом II. Леопольдсберг овеян боевой славой доблестных воинов прошлого. В 1683 году здесь проходили бои, в результате которых турецкая армия потерпела свое окончательное поражение. В 1948 году на горе был установлен мемориал памяти 200 000 военнопленным и репатриантам. Он представляет собой высокую прямоугольную стелу, увенчанную чашей и соединенную с фрагментом дугообразной стены, которая имеет четыре арочных проема, где находятся панели со списками имен жертв войны.
Гора Каленберг до XVIII века называлась «Свиной горой», так как на ее склонах обитали только дикие кабаны. В 1629 году по приказу императора Фердинанда II здесь был заложен первый камень римско-католического храма. В 1863 году отсюда польский король Ян III Собеский повел войска коалиции христианских держав на Вену, чтобы навсегда остановить продвижение Османской империи вглубь Европы. В результате боев храм превратился в руины, на которых была отслужена благодарственная месса. В 1734 году на этом месте была построена однонефная церковь Святого Иосифа в стиле барокко, сохранившаяся до наших дней. На портале, перед которым находится статуя Святого Иосифа, установлены мемориальные доски, посвященные знаменательной битве 1683 года и посещению церкви в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Интерьер храма украшают многочисленные старинные картины и фрески, среди которых есть работа польского художника Генрика Розена. В часовне можно увидеть штандарты с гербами семейств, принимавшими участие в сражении. Алтарь сохранился от первоначального монастырского храма. Церковь является местом паломничества благодаря чудотворной иконе черной Мадонны. В 2013 году на горе появился памятник украинским казакам, которые принимали участие в освобождении австрийской столицы от турок. Его создал украинский скульптор Владимир Чепелик.
Каленберг и Леопольдсберг оборудованы одними из лучших смотровых площадок, откуда открывается великолепный вид на Вену, ее живописные окрестности и прекрасный Дунай. Здесь работают рестораны и кафе, где проводятся концерты и другие культурные мероприятия.
Вотивкирхе
Обетная церковь Вотивкирхе – римско-католическая церковь, которая находится в центре австрийской столицы на Рингштрассе вблизи от Венского университета. Здание храма представляет собой шедевр нео-готического искусства, созданный по проекту архитектора Генриха Ферстеля. Это одно из самых высоких сооружений Вены. Башни Вотивкирхе, переходящие в шпили, достигают 99 метров, поэтому после Собора Святого Стефана она является второй по высоте церковью Вены.
История строительства храма берет свое начало с драматического события 18 февраля 1853 года. В тот день ученик портного совершил покушение на жизнь двадцатидвухлетнего императора Франц Иосифа. Монарха спасла пуговица, в которую попал клинок ножа неудавшегося убийцы, мгновенная реакция его адъютанта и помощь случайного прохожего. Эрцгерцог Фердинанд Максимилиан, будущий правитель Мексики, чье убийство впоследствии послужило началом Первой мировой войны, дал обет построить храм, чтобы отблагодарить Провидение за спасение своего старшего брата. Он выступил с воззванием к гражданам империи собрать пожертвования на возведение новой церкви. Откликнулось 300000 человек, чьи средства покрыли основные расходы на строительство. Конечно, императорская семья также приняла участие в финансировании проекта. Был объявлен конкурс, который выиграл двадцатишестилетний Генрих Ферстель, обойдя 74 других участников, в том числе именитых архитекторов. В 1879 году после двадцати трех лет строительных работ состоялось, наконец, торжественное освящение Вотивкирхе, совпавшее с серебряным юбилеем свадьбы Франца Иосифа.
Церковь, возведенная из белого песчаника по образу французских готических соборов, поражает размерами, пышностью и утончённостью интерьера, выполненного в традициях поздней готики. Фасад здания украшен окном-розой. Благодаря выразительной декоративной отделке с орнаментами из краббов (вырезанных из камня украшений в виде стилизованных цветков или свернутых листьев сложной формы), Вотивкирхе создает впечатление ажурности и легкости. На стенах установлены многочисленные скульптуры в средневековых балдахинах. Над каждым из трех порталов расположена скульптурная галерея, изображающая святых. Главный портал, который в два раза шире боковых, имеет свод, декорированный статуями и готическими розетками.
Внутри на окнах находятся цветные витражи со сценами на библейские сюжеты. К сожалению, оригинальные витражи, расписанные знаменитыми художниками, были повреждены во время бомбардировок Вены во Вторую мировую войну. В храме три нефа, главный из которых в два раза выше боковых. Их разделяют очень высокие колонны, плавно переходящие в свод. В главном нефе расположен позолоченный главный алтарь церкви – Антверпенский алтарь XV века, уникальный образец фламандской резьбы по дереву из частной коллекции императора самого Франца Йосифа. Его украшают декоративные красивые панели со стеклянной мозаикой. Крестовой свод украшен аллегориями четырех главных добродетелей, а на выпуклом орнаменте изображен Святой Дух, в форме голубя. В пазухе свода находится подарок Папы Пия IX – мозаика с Девой Марией, растаптывающей змею. В шпиле на самом верху балдахина изображен Христос, окруженный ангелами. Боковые нефы вмещают четыре часовни – часовня-розарий, часовня креста, часовня епископа и баптистерий.
При церкви работает музей, в котором хранится немало религиозных экспонатов, а также гробница национального героя Вены графа Николаса Залма, защищавшего город от турецкого нашествия в 1529 году. Вотивкирхе славится своим Великим органом, созданным в 1878 году. Его восхитительный звук усиливает великолепная акустика главного зала. Здесь часто проходят концерты и музыкальные конкурсы, привлекающие любителей музыки со всего мира.
Музей истории искусств
Музей истории искусств – один из самых больших и богатых музеев мира. Он расположился на площади Марии Терезии и составляет часть архитектурно-музейного ансамбля. На противоположной стороне аккуратного сквера с фигурно выстриженными деревьями и кустарниками находится его двойник – здание Музея естествознания. Между ними, в самом центре площади воздвигнут величественный монумент императрицы Марии-Терезии, который создал немецкий скульптор Каспар Клеменс Цумбуш. Внешне дворцы, созданные в стиле итальянского Ренессанса, похожи друг на друга как две капли воды. И только скульптурные композиции на фасадах, указывающие на специфику музеев, у них разные. В конце XIX столетия император Франц Иосиф I издал указ о расширении австрийской столицы. В распоряжении монарха предусматривалось строительство зданий, где планировалось разместить богатейшие коллекции произведений искусств и редкостных природных экспонатов династии Габсбургов. По замыслу императора музеи должны были стать воплощением триумфа науки и искусства. Дворцы были построены усилиями немецкого архитектора Готфрида Земпера и его австрийского коллеги барона Карла фон Хазенауэра. Однако из-за постоянных разногласий между выдающимися соавторами Земпер покинул проект в 1876 году, поэтому Хазенауэр вынужден был заканчивать строительство белоснежных дворцов самостоятельно. Именно он оформил внутреннее убранство музеев вместе с молодым и малоизвестным в то время Густавом Климтоном. В 1891 году состоялось торжественное открытие обоих музеев.
Здания музеев, которые отличают изящные пропорции и украшения, характерные для итальянского Возрождения, состоят из трех этажей. Первые два – высокие рустованные, а над более низким третьим высится 60 метровый купол. Внутренние дворы образовывают анфилады галерей. Отделка фасадов отражает содержание музеев. Поэтому на балюстраде музея истории искусств были размещены рельефные портреты знаменитых художников в медальонах и скульптурном декоре, изображения Данте и Гете, аллегорические статуи и персонажи известных поэтических произведений. Мифологические фигуры нимф, дриад и наяд символизируют единство поэзии и искусства. На куполе стоит скульптура богини мудрости Афины Паллады, покровительницы искусства, поэзии и науки.
Внутреннее убранство музея не может не вызывать восхищения. Для его оформления были использованы самые дорогие материалы, в том числе редкие сорта гранита и мрамора, а также позолоченная бронза. Над вестибюлем этого настоящего храма искусства расположен высокий восьмигранный купол с роскошной фреской в стиле Высокого Возрождения. На ней запечатлены Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Веронезе и другие великие художники. На второй этаж ведет парадная лестница в окружении черных колонн с золочеными капителями и белоснежных статуй. Над первым пролетом лестницы, который заканчивается скульптурой Антонио Кановы «Тезей, убивающий кентавра», находится знаменитый плафон – огромная картина венгерского живописца Михая Мункачи «Апофеоз Ренессанса». Сразу над вестибюлем расположено музейное кафе, которое накрывает купол, разделенный на восемь секторов со скульптурными изображениями императоров династии Габсбургов, чьи коллекции составляют главные собрания музея.
Второй этаж занимает картинная галерея, которая считается четвертой по величине в мире, представлена бесценными полотнами живописцев Италии, Испании, Нидерландов, Флоренции, Германии и Франции. Здесь можно увидеть великолепные творения Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Дюрера, Тициана, Беллини, Босха, Тинторетто, Питера Брейгеля и многих других великих художников.
На первом этаже находится Кунсткамера, коллекции древнегреческого и древнеримского искусства, а также зал Древнего Египта и Ближнего Востока и гобеленов раннего Средневековья. Верхний этаж музея занимает нумизматическое собрание, которое насчитывает более 700 тысяч предметов.
В годы Второй мировой войны сокровища музея были эвакуированы, но само здание сильно пострадало в результате бомбардировок города. Но уже в 1959 году после реставрационных работ музей снова распахнул свои двери для любителей и ценителей искусства.
Виолетта Жигулина