История Индии – это история сосуществования индуизма и ислама. О легендарных деятелях государства, стоявших по разные стороны религии
Мухаммад Али Джинна
Мухаммад Али Джинна родился 25 декабря 1876 в г.Карачи. Отец Джинны переселился в этот город из западноиндийского княжества Раджкот. Он был преуспевающим купцом из народности гуджарат и принадлежал к семье ткачей из деревни Панели княжества Гондал; мать также происходила из деревни Панели. Его отец и мать, поженившись, переехали в Карачи примерно в 1875 году, когда после открытия Суэцкого канала в 1869 году город стал переживать экономический бум. Джинна был вторым ребёнком в семье, всего у него было три брата и три сестры. В Карачи Джинна посещал медресе и школу при христианской миссии. Получив образование в Карачи и затем в Бомбее, Джинна впоследствии изучал юриспруденцию в Англии в «Линкольнз Инн». Служил судьей в Бомбее, затем занялся адвокатской практикой.
Политическая карьера Джинны началась в 1906, когда он стал личным секретарем Дадабхая Наороджи, президента Индийского национального конгресса (ИНК). В 1913 Джинна вступил в Мусульманскую лигу, созданную для защиты интересов мусульман. В 1916 был избран ее президентом. В 1919 стал представителем бомбейских мусульман в Имперском законодательном совете. Однако в том же году правительство ввело в действие законы Роулетта, направленные против национально-освободительного движения, и Джинна в знак протеста вышел из состава Совета.
В 1920 ИНК развернул в стране кампанию гражданского неповиновения. Джинна был решительно против этого шага и отказался от членства в ИНК. Продолжая верить в возможность индуистско-мусульманского союза, Джинна на протяжении своего второго и третьего срока на посту президента Лиги прилагал много сил, чтобы добиться своей цели. Между Конгрессом и Лигой существовали глубокие противоречия, усугублявшиеся личной неприязнью Джинны и Махатмы Ганди. Особенно резко эти противоречия проявились в 1930 на Конференции «круглого стола». Разочаровавшись в возможности прийти к соглашению, Джинна на четыре года отошел от политической деятельности и уехал в Англию, где занимался юриспруденцией. В 1934 он возвратился в Индию, чтобы председательствовать на заседании Мусульманской лиги, и решил остаться на родине и отстаивать интересы сторонников ислама.
Закон об управлении Индией 1935 года значительно расширил права индийских министров, что привело к обострению разногласий между двумя ведущими конфессиями. Мусульмане, проживавшие в провинциях, где преобладали индусы, считали, что их права ущемляются. Трудно сказать, насколько обоснованными были эти претензии, но в них отразились настроения большинства мусульман, считавших, что никакое законодательство или иные гарантии не смогут защитить их в единой Индии, где индусы окажутся в явном большинстве.
В марте 1940 Джинна руководил заседаниями Мусульманской лиги в Лахоре, где было выдвинуто требование о разделе Индии и создании государства Пакистан, в котором мусульмане составят основную часть населения. На протяжении трех десятилетий своей политической деятельности Джинна верил в возможность индусско-мусульманского единства и наконец пришел к заключению, что раздел страны – единственный выход из сложившейся ситуации.
Встав на эту точку зрения, Джинна ни разу от нее не отступил, и раздел Индии сделался неизбежной перспективой благодаря его бескомпромиссной позиции во время обсуждения проектов будущей конституции в 1942, 1945 и 1946-м. В эти годы Джинну начали называть Кид-и-Азам, «Великим вождем», он приобрел непререкаемый авторитет в Мусульманской лиге. Когда 14 августа 1947 был образован Пакистан, Джинна получил пост его генерал-губернатора, а 1-е Учредительное собрание официально присвоило ему титул Кид-и-Азам. Умер Джинна в Карачи 11 сентября 1948.
Мохандас Карамчанд Ганди
(Махатма) Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в гуджаратском княжестве Порбандар, умер — 30 января 1948 года в Дели.
Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.
Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, составляя петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.
В Южной Африке Ганди выработал тактику т.н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину (январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914—18 годов в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо других уступок.
Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки.
Ярким примером ненасильственной борьбы можно назвать знаменитый «Соляной поход», один из эпизодов сатьяграхи в Индии, когда 12 марта — 5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от Сабармати Ашрама в Ахмадабаде (штат Гуджарат, Западная Индия) до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, его участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии, участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.
После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. Однако за несколько дней до предполагаемой акции, в ночь с 4 на 5 мая 1930 года, Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди. Всего в результате «соляной сатьяграхи» было брошено за решётку свыше 80 тыс. индийцев.
Поход имел важное пропагандистское значение и заложил основы массовой кампании гражданского неповиновения английским колониальным властям в Индии, дав толчок новым протестам против соляных налогов.
Позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919—47 гг. Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
15 августа 1947 года была провозглашена государственная независимость Индии. Англичане, уйдя из Индии, оставили после себя незавидное наследство: субконтинент, разделенный на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан. Религиозная война продолжалась. Мусульмане убивали индусов, а те в свою очередь уничтожали целые мусульманские деревни.
12 января 1948 года радио на 14 индийских языках передало экстренное сообщение, что на следующий день Ганди начнет 17-ю в его жизни голодовку протеста. Она будет продолжаться до тех пор, пока в Дели не восстановится религиозный мир, а правительство Индии не удовлетворит претензии Пакистана о предоставлении ему 550 миллионов рупий, полагавшихся при разделе. Голодовка была последним оружием Ганди. В Индии начали раздаваться голоса за прекращение братоубийственной войны.
Но экстремисты и с той, и с другой стороны были в принципе против сотрудничества с мусульманами. Поэтому и был организован заговор, возглавляемый лидером «Хинду Махасабха», бомбейским миллионером Винайяком Саваркаром. Саваркар объявил Ганди «коварным врагом» индусов, а абсолютизируемую гандизмом идею ненасилия назвал безнравственной. Он решил устранить неугодного философа, который пользовался такой популярностью у индийского народа. В октябре 1947 года он создал из своих верных людей террористическую группу. Это были образованные брахманы.
Махатма Ганди все это время жил своей обычной жизнью. Он знал о готовящемся покушении. Махатма смотрел на свою судьбу с самым типичным индийским фатализмом. Ганди ждал смерти.
30 января 1948 года в саду дома, где жил Ганди, в толпу его приверженцев, пришедших повидать Ганди, затесался террорист. Он подобрался к Махатме и выстрелил в упор. Две пули попали в область сердца, одна — в живот. «О, Рама!» — успел вскрикнуть Ганди, и упал. Убийство Ганди всколыхнуло всю страну.
Спустя два дня после убийства в Дели собрались стотысячные толпы народа, чтобы проводить своего Махатму в последний путь. Убежденный пацифист, антимилитарист, пророк ненасилия приближался к костру в Радж Гхате в сопровождении четырех тысяч пехотинцев, тысячи летчиков, тысячи моряков и тысячи полицейских. Пять часов процессия шла по улицам Дели. В четыре часа сорок пять минут сын Махатмы Рамдас зажег костер из сандалового дерева под телом своего отца.
Виолетта Жигулина