Общемировой объем торговли произведениями искусства в 2016 году значительно упал, как считают специалисты, по причине того, что предложение дорогостоящих экземпляров сократилось наполовину, в то же самое время Китай обрел статус самого большого в мире рынка произведений искусства.

В прошлом году аукционы смогли выручить 12,5 млрд долларов, что на 22% ниже показателей 2015 года, которые остановились на отметке 16,1 млрд долларов. Согласно статистическим данным, такой разворот произошел из-за сокращения предложения работ, стоимостью более 10 млн долларов каждая, со 160 в 2015 году до 80 в году минувшем.

Самыми дорогостоящими стали: произведение художника-импрессиониста Клода Моне «Стог сена», проданное за 81,4 млн долларов, и картина Питера Пауля Рубенса «Лот и его дочери», проданная за 58,1 млн долларов, — обе с аукциона Кристис. Современное искусство также порадовало ценителей предложением американского художника Жана-Мишеля Баския, чья работа без названия была приобретена японским коллекционером за 57,3 млн долларов, а картина Василия Кандинского «Жесткий-Гибкий» 1935 года ушла за 23,3 млн долларов.

В течение пяти последовательных лет Китай доминировал на мировом рынке искусства, однако в 2015 году уступил титул мировой арт-державы США, но уже через год, в 2016, вернул себе звание, заработав рекордные 4,8 млрд долларов на мировых аукционах. Эта цифра составляет 38% всего мирового оборота торговли произведениями искусства, согласно данным агентства Artprice. Наибольшей популярностью пользуются классическая каллиграфия и картины, а самым дорогостоящим произведением стала картина «Пять пьяных королей возвращаются на лошадях», написанная в 14 веке китайским художником Рен Ренфа и проданная за 45,89 млн долларов. А вот торговой гаванью произведений современного китайского искусства стал Гонконг.

И все же Нью-Йорк остается непревзойденной столицей аукционов в мире искусства с объемом продаж в 3,2 млрд долларов, Пекин идет следом с 2,3 млрд продаж, а Лондон остается на третьем месте — 2,1 млрд долларов аукционных заработков. Китайские художники также доминировали в 2016 году, заняв три из пяти верхних строчек: на первой обосновался китайский живописец XX века Чжан Дацянь, за ним следом идет Пабло Пикассо, далее китайский художник и каллиграф Ци Байши и отец современного китайского искусства У Гуаньчжун, а замыкает список Герхард Рихтер — видный представитель немецкого современного искусства.