ПАНТЕОН
Пантеон, расположенный недалеко от центра Парижа, в Латинском квартале Пятого округа – не только шедевр искусства и памятник архитектуры, но и место захоронения великих французов – Жан-Жака Руссо, Вольтера, Пьера Жана Жоржа Кабаниса, Пьера и Марии Кюри, Луи Брайля, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Александра Дюма (отца), Андре Мальро и других.
Это величественное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 г., и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г. Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.
Новое здание для многих парижан стало «культурным шоком». Но с тех пор в столице Франции появился храм, который по своему величию и масштабности замысла не уступал соборам Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. Ныне Пантеон в Париже принято считать архитектурной классикой, хоть и облегченной готической системой опор. Его купол стал прототипом для возведения аналогичных куполов Капитолия в Вашингтоне и Исакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона: «Великим мужам благодарное Отечество» появилась во времена Великой французской революции по решению Конвента, который и постановил хоронить в нижней части церкви (крипте) знаменитых граждан Франции. Так собор превратился в пантеон – усыпальницу гражданского значения.
После революции и реставрации династии Бурбонов парижскому Пантеону вернули значение собора, надпись уничтожили, а фронтонные барельефы снова заменили. После очередной революции монарх Луи-Филипп вернул зданию статус пантеона, а Наполеон III – крест храма Святой Женевьевы, через два десятилетия снова вытесненный красным знаменем Коммуны, а потом водруженный на свое место Третьей республикой.
В 1885 году после кончины Виктора Гюго Республика опять трансформировала парижский собор в Пантеон, где и был похоронен гениальный французский писатель. Надпись на фронтоне была восстановлена. С тех пор в здании хоронят прославленных французов. Оно продолжает функционировать как мавзолей.
Особый интерес представляет участие Пантеона в наглядной демонстрации вращения планеты Земля вокруг своей оси. Для этого в начале 50-х годов XIX века в трансепте под центральным куполом строения на высоте 67 метров физик Леон Фуко подвешивал свой знаменитый маятник.
НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите. Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Собор представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского и стиля и готики. Собор Парижской Богоматери построен на месте старого собора Сент-Этьен. Его строительство началось еще в 1160 году, а завершилось приблизительно в 1345 году.
Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции, когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству за французских монархов.
Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.
Долгожданная масштабная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.
А уже в нашем тысячелетии к юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (длившимся почти год — с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013) для строения были отлиты девять новых колоколов, а также реконструирован орган. Орган собора считается одним из лучших во всей Франции. Он был создан великим мастером XIX веке, Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.
Нотр-Дам – символический центр не только Парижа, но и всей страны: здесь, на паперти около собора, находится знак (отмеченный бронзовой звездой) так называемого «нулевого километра» точки, от которой исчисляется протяженность всех основных дорог Франции.
ОПЕРА ГАРНЬЕ (ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА)
Опера Гарнье (Парижская опера) – оперный театр в Париже, один из самых известных мировых оперных театров. С 1989 года (после открытия в Париже нового оперного театра «Опера Бастилия») театр стали называть по имени архитектора «Опера Гарнье».
Здание, построенное в 1875 году в стиле необарокко (Второй империи), является историческим памятником и шедевром архитектуры. Дворец Гарнье был разработан как часть большой перестройки Парижа во время «Второй империи», по инициативе императора Наполеона III.
В конце 1860 года был объявлен архитектурный конкурс на проект «Императорской Академии музыки и танца». Победителем был объявлен неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Строительство началось в 1862 году, растянулось на почти 15 лет и сопровождалось многочисленными проблемами. Одна из первых и основных проблем была болотистая почва и подземное озеро, на осушение которого ушёл почти год. Новым стимулом для продолжения строительства стал пожар в театре Ле Пелетье, который был главным местом проведения оперы и балета с 1821 года. В 1873 году пожар полностью разрушил здание. Париж нуждался в новом оперном театре, и для завершения строительства были выделены большие силы и средства. В конце 1874 строительство было завершено. Дворец Гарнье был торжественно открыт 5 января 1875 года. На открытии было более 2000 гостей со всего мира.
Парижская опера – это здание исключительной роскоши и снаружи, и внутри. Вестибюль главной лестницы – одно из самых знаменитых мест Парижской оперы. Выложенный мрамором разных цветов, он вмещает двойной пролёт лестницы, ведущей к театральным фойе и этажам театрального зала. Фойе – просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Отсюда открывается прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы. Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор.
В конце галереи с баром находится Зеркальный салон – чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном.
Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, весом шесть тонн, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Кресла отделаны бархатом.
ДВОРЕЦ ПРАВОСУДИЯ
Еще с VI века короли франков жили в Париже, во дворце на острове Сите. Затем здесь построили дворец представители династии Меровингов, но впоследствии, Каролинги перенесли столицу из Парижа. Династия Капетингов через время возвращает Парижу статус столицы и возводит новый королевский дворец. Именно основатель династии Гуго Капет впервые в истории размещает во Дворце Королевский совет и администрацию. Для администрации именно тогда были построены Счетная и Следственная Палаты, был создан Большой Зал Дворца или Зал Прокуроров («Зал потерянных шагов»). В те давние времена в этом Зале заседал единственный в стране орган правосудия – Парламент. Тогда же были выстроены и специальные вспомогательные помещения для консьержа, сегодня эта часть сохранила историческое название – Консьержери.
В течение четырехсот лет многие поколения династии постоянно достраивали и совершенствовали собственную крепость. Современные очертания Дворец начал приобретать только во времена правления Людовика IX Святого, правившего с 1214 по 1270 годы, именно тогда появилась Сент-Шапель, здание Сокровищницы Хартий и Галерея де Мерсье. В конце ХIV века резиденцией Французских королей стал Лувр.
Сегодня Дворец Правосудия представляет собой архитектурный ансамбль, состоящий из сооружений различных эпох охватывающих период с XIII по XX века. Это комплекс зданий, занимающих половину острова Сите. Основа комплекса — Дворец правосудия, Консьержери и часовня Сент-Шапель.
Часовня Сент-Шапель сегодня считается самой красивой из небольших готических церквей. Она задумывалась как хранилище реликвий, награбленных в 1239 году крестоносцами в Константинополе. Среди прочих сокровищ там находится терновый венец. Часовая башня и Консьержери – две наиболее древние части Дворца, которые дошли до нашего времени с ХIV века и прекрасно сохранились.
Судебная система, которая была разработана и введена Наполеоном, расположилась в стенах Дворца Правосудия и Консьержери (здесь обосновалось здание тюрьмы). Перестраивал Дворец архитектор Жиро.
Восстановить Дворец удалось в 1914 году, к началу Первой мировой войны. Архитектором Дюком был восстановлен «Зал потерянных шагов», разрушенный коммунарами, и Золотая комната. Как предполагают историки, именно она была спальней Святого Людовика. Строительные работы в здании велись, в прямом смысле слова, на протяжении веков, но, тем не менее, деятельность Дворца Правосудия ни на один день не прерывалась.
Криминальная полиция, прокуратура и суды всех инстанций – все сосредоточено во Дворце Правосудия. Скандальные судебные процессы во Франции проводятся открыто и зачастую привлекают внимание многочисленной публики, становясь похожими на театральные спектакли или баталии политиков.
ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ
Эйфелева башня, возвышающаяся на Марсовом поле Парижа – это визитная карточка столицы Франции. Конструкция была названа в честь своего создателя, архитектора Густава Эйфеля. Сам конструктор называл её незатейливо «300-метровой башней». Изначально ей не отводилась роль стать символом Парижа. Она должна была просто служить главным входом для Всемирной Парижской выставки, посвященной столетнему юбилею Французской революции. Башня была возведена всего за два года и два месяца без единой технологической проблемы, и на месяц раньше срока состоялось ее торжественное открытие – 31 марта 1889 года. Это чудо инженерной мысли состоит из трех уровней. Пирамидальный нижний этаж башни образован четырьмя металлическими колоннами высотой 57 метров. На их соединении находится первая платформа, на которой был открыт ресторан. С 2004 года здесь зимой стали заливать каток. От нижнего этажа поднимаются следующие четыре опоры, которые образовывают вторую пирамиду, и на их своде, на высоте 116 метров, расположена вторая платформа. Изначально здесь размещалась редакция газеты Фигаро, а также резервуары с машинным маслом для лифта и ресторан в стеклянной галерее. Четыре колонны, поднимающиеся со второй платформы, которые пирамидально сближаются и постепенно переплетаются, образуют гигантскую пирамидальную колонну, заканчивающуюся третьей платформой, где оборудовали астрономическую и метеорологическую обсерватории и физический кабинет. Здесь в свое время был восстановлен кабинет Гюстава Эйфеля. В наши дни все три этажа оборудованы под смотровые площадки, с которых открывается чудесная панорама на французскую столицу.
На протяжении двух десятилетий с момента возведения башни творческая элита Парижа, включая знаменитых писателей Ги де Мопассана и Александра Дюма-сына, требовала ликвидировать эту «фабричную дымовую трубу», полагая, что она портит исторический облик города, славившимся своим монументальным имперским стилем. Однако башня выстояла. Способствовало этому, прежде всего, развитие массового радиовещания. В 1906 году на ней поместили радиостанцию, с которой с 1921 года начали вести регулярные трансляции. Позднее к радиооборудованию добавилось телевизионная антенна, которая увеличила высоту «кружевной металлической красавицы» до 324 метра, а в дальнейшем – вышки сотовой связи. Здесь также находится уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы, радиационного фона и атмосферного электричества.
Благодаря точным расчетам гениального Эйфеля никакие ураганы не могут отклонить вершину его детища больше, чем на 12 сантиметров. За свою историю «Железная леди» многократно меняла свой цвет. В наши дни она окрашена в официально запатентованный бронзовый цвет под названием «коричнево-эйфелевый». Впервые башня озарилась огнями 10 000 газовых ламп, окрашенными в синие, белые и красные цвета национального флага Франции в 1889 году, в день открытия Всемирной промышленной выставки. В 1900 году башня уже освещалась электрическими лампочками. А с 31 декабря 1985 года башня стала золотистой, напоминая изысканное ювелирное украшение.
Сегодня Эйфелева башня – одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире. Ежегодно принимает более 6 миллионов туристов. Сюда приезжают влюбленные со всего мира, чтобы провести незабываемые романтические свидания.
ЛУВР
Музей Лувра – национальный французский музей и один из самых больших музеев мира находится на правом берегу Сены в первом муниципальном округе Парижа. Его площадь составляет 160 106 квадратных метров. Здание музея представляет собой памятник древней архитектуры. Оно появилось в конце XII века как средневековая крепость для защиты от викингов во времена короля Филиппа-Августа. Впервые королевской резиденцией Лувр стал при Карле V. Последующие монархи продолжали перекраивать замок по своему вкусу. Так, например, когда на трон взошел Франциск I, большой почитатель искусств, архитектор Пьер Леско перестроил Лувр в стиле возрождения. Дворец стал одним из лучших образцов французского Ренессанса. При Людовике XIII построили центральный Павильон Часов, при Людовике XIV под руководством архитектора Перро – восточный фасад, который считается шедевром классицизма. Во времена Генриха IV дворец соединили с замком Тюильри и 442 метровой Большой галереей. В середине XIX столетия было завершено строительство двора Лувра, который называется Двором Наполеона. Все архитекторы, которые участвовали в возведении дворца, придерживались стиля, созданного их предшественниками.
В результате Лувр стал представлять собой монументальный дворцовый комплекс. Его фасады обильно украшены многочисленными барельефами с изображением правителей Франции, мыслителей древности, сценами на мифологические сюжеты, а также масками античной драмы и комедии. В нишах располагаются статуи греческих богов и декоративные скульптуры. Карнизы здания декорированы скульптурными фризами с изображением цветочных и анималистических узоров.
В 1989 году во внутреннем дворе дворца была построена огромная пирамида из металла и стекла, которая стала служить главным входом в музей. С самого начала ее возведения многие парижане были недовольны тем, что перед изысканным дворцом, оформленным в стиле ренессанса и неоклассицизма, будет находиться какая-то футуристическая конструкция. Но оказалось, что подобное противопоставление стилей не только испортило внешний облик дворцового комплекса, но и придало ему своеобразный шарм.
С конца XV столетия, со времен Итальянских войн, французские короли начали собирать коллекцию произведений искусств. Они привозили из Италии картины мастеров Высокого Возрождения, а Франциск I пригласил на службу самого Леонардо да Винчи. После смерти художника он унаследовал все имеющиеся у него картины, включая портрет Моны Лизы. Все 19 картин итальянских художников из собрания Франциска находятся в Лувре и поныне. В XVII веке королевские коллекции значительно преумножились за счет коллекций министров Ришелье и Мазарини, банкира Крозы. По заказам королей французские мастера создавали картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
В 1699 году в Большой галерее впервые прошла выставка работ Королевской Академии живописи и скульптуры. Позднее такие выставки стали регулярными. Музей официально открылся для публики 10 августа 1793 года после победы Великой французской революции, которая не только национализировала коллекцию, но и добавила к ней конфискованные церковные ценности.
Собрание музея заметно увеличилось во время наполеоновских войн. Сюда были привезены художественные памятники из Нидерландов, коллекции Ватикана, Венеции, Флоренции, памятники Древнего Египта. Многие из ценностей так и остались в Лувре. В XIX веке здесь появились шесть тысяч памятников древнего Египта, найденных в Мемфисе французскими археологами, Венера Милосская, Ника Самофракийская, греческие вазы из коллекции маркиза Кампана. Собрание музея во многом обогатилось за счет частных коллекций, которые были переданы по завещанию, подарены или выкуплены.
В настоящее время коллекция Лувра разделена на восемь отделов – Древний Египет, Древний Восток, Древние Греция, Этрурия и Рим, Искусство ислама, Скульптуры, Изобразительное искусство, а также Графическое искусство.
Лувр постоянно занимает первую строчку в рейтинге самых посещаемых музеев мира. В среднем он принимает в год около 10 миллионов туристов.
Виолетта Жигулина