Пьяцца Навона

Пьяцца Навона – это римская площадь, по форме напоминающая вытянутый с юга на север овал. Свое начало площадь берет еще в конце 1 в. до н.э., тогда на её месте был стадион Доминиана, длиной 275 метров и шириной 106, который вмещал в себя 15 тысяч зрителей – подарок императора Тита Флавия жителям столицы. В XVII веке площадь застраивалась в стиле барокко.

Площадь Навонна была излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Во времена средневековья на площади проходил турнир Giostra del Saracino (в переводе с итальянского «состязание с сарацином»), устраивались грандиозные карнавальные шествия. В 1492 году, после завоевания Гранады, испанцы устроили большой праздник у своей национальной церкви — Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли. Во время французской оккупации проходили конные состязания (назывались Corsi del Fantino). В августе 1477 года сюда был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года.

На площади расположено несколько памятников архитектуры. Среди них две церкви – Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная в 1652-1672 годах в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской, а также Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, до 1807 года являвшаяся национальной испанской церковью в Риме. В северной части площади находится фонтан Нептуна, в южной – фонтан Мавра. Что интересно, оба фонтана были установлены в конце XVI века и изначально не имели скульптур – их, кроме скульптуры мавра, добавили позже, уже в XIX веке. Фонтан четырех рек находится в центре площади: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.

Кроме того, на площади находится несколько дворцов. Палаццо Браски был выстроен в 1792 году для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI. Работы прекратились во время французской оккупации. Окончательно дворец был достроен в 1811 году, однако к тому времени семья Браски потеряла своё владение, и в 1871 году здание было куплено итальянским правительством – в нём располагалось министерство внутренних дел. С 1952 года во дворце находится музей Рима. Палаццо Памфили был построен в 1650 году по заказу папы Иннокентия X, который подарил его своей свояченице Олимпии Майдальчини. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство. Палаццо Торрес Ланчелотти построен в 1552 году Пирро Лигорио для архиепископа Салерно. Палаццо де Купис был выстроен в 1450–1520 года по заказу Джованни Доменико и Бернардино де Купис.

Аппиева дорога

Аппиева дорога

Аппиева дорога – самая значимая из античных общественных дорог Рима, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Изначально проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Также через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Длина брусчатого пути составляет 540 километров.

Аппиева дорога была построена в три основных этапа. В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую. Новый путь служил, в первую очередь, военным целям. В 3 веке до н.э. Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума с целью укрепления позиций государства в регионе Кампания. Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову, продлив дорогу от Беневентума до Брундизия. Таким образом, были укреплены экономические позиции империи.

Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы, виллы, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления.

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Вдоль I мили можно увидеть Первую мильную колонну, Гробницу Геты, Гробницу Присциллы, небольшую церковь Домине-Кво-Вадис.

На II миле можно увидеть виллу Казали, на территории которой расположено подземное языческое захоронение гипогей Вибии; катакомбы святого Каллиста — одни из крупнейших христианских катакомб Рима, иудейские катакомбы Винья Ранданини; колонну Пия IX, катакомбы святого Себастьяна.

III миля примечательна гробницей Марка Сервилия с рельефными фрагментами в стене.

На IV миле находится гробница Сенеки в виде столба простой кирпичной кладки, полностью лишённого декоративных фрагментов.

Кроме того, вдоль Аппиевой дороги находится множество музеев. Вся территория регионального парка Аппиева дорога закрыта для движения по выходным дням и праздникам с марта 1997 года. Сегодня Аппиева дорога — это государственная дорога: частично асфальтирована, однако сохранились крупные участки дороги с античным покрытием, местами с глубокими колеями, выбитыми колесами повозок и колесниц.

В XX и XXI веках Аппиева дорога стала популярным местом проведения различных спортивных состязаний. Во время Олимпийских игр 1960 года в Риме здесь проходили соревнования легкоатлетов-марафонцев.

Капитолий

 Капитолий

Капитолий – это самый пологий из семи холмов, на которых был построен Рим. Его высота – 46 м. На вершине холма находится Площадь Капитолия, посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия – единственная конная статуя Рима, дошедшая до потомков с античных времен (II век н.э.). По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов, Дворец Консерваторов, Новый Дворец и базилика Санта-Мария-ин-Арачели.

Подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница ведет на Капитолийскую площадь – её основание охраняют два древнеегипетских льва из мрамора, кроме того, она украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой Дороги, а на вершине лестницы можно увидеть две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей. Слева находится лестница, ведущая к собору Санта-Мария-ин-Арачеле, а справа на холм ведут неприметные ступени, мало известные туристам.

Главная площадь Капитолия обрела свой нынешний вид к 1536 году благодаря проекту Микеланджело Буонаротти. Работы по уникальному звездообразному мощению Капитолийской площади были осуществлены только в 1940 году. Сегодня архитектурный ансамбль Капитолия – это место Римского муниципалитета. Стела с копией бронзового памятника легендарной «Волчице» (символу Рима), перенесенного сюда из Латерана, и фонтан украшают Капитолийскую площадь у дворца Сенаторов. Здесь находится самая популярная смотровая площадка на красоты Рима и Форум.

Центральное место на площади занимает Дворец Сенаторов, по бокам — Дворец Консерваторов и Новый Дворец, он же Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек Тибра и Нила. Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, однако долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая его жизнь наступила во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Дворец Консерваторов, возведенный в XV веке, служил залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерваторами, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо. Новый Дворец, возведенный в XVII веке, стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно увидеть оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия, памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Кроме того, достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели – самый почитаемый храм в Риме, построенный на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала монашеским орденам — бенедиктинцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

Римский форум

Римский форум

Римский форум — это площадь в самом сердце Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Изначально там размещался рынок, позже он стал местом народных собраний – комиций, местом заседаний Сената – курии и приобрел политические функции. Нестройная череда античных колонн и полуразрушенные своды храмов демонстрируют былое величие Римской империи.

Форум был центром общественной жизни, и из повседневного общение людей эволюционировало в тематическое, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом в интернете.

На участке в 500 квадратных метров находится большое множество строений. Только храмов здесь уместилось целых 9: храм Сатурна – один из древнейших храмов Рима, воздвигнутый около 489 года до н. э.; храм Диоскуров (484 год до н. э); храм Весты (первое упоминание примерно в VII веке до н.э.); храм Венеры и Ромы – некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима, построенное в 135 году н. э.; храм Антонина и Фаустины (141 год н.э.); храм Цезаря, построенный в 42 году до н. э. на месте, где было сожжено тело убитого Цезаря; храм Веспасиана, строительство которого началось в 79 году; храм Конкордии, построенный в 367 году до н. э., был посвящен прекращению борьбы между патрициями и плебеями; святилище Венеры-Клоакины, некогда место почитания богини Венеры.

Арка Тита находится в восточной части Форума к югу от Храма Венеры и Ромы. Это однопролетная арка, облицованная белым мрамором, известная своим барельефом внутри пролёта – на нём изображено шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме. Арка Септимия Севера это трёхпролётная арка, построенная в 205 году н.э. Она расположена в северной части Римского Форума между Курией и Рострой. Арка Тиберия построена в честь возвращения римских штандартов, потерянных в битве в Тевтобургском Лесу.

Базилика Максенция и Константина — самое большое здание Римского форума, построенное в 312 году. Здесь поклонялись богам, назначали деловые встречи, заседал городской совет, а во время Олимпийских игр в 1960 году проходили соревнования по греко-римской борьбе. Базилика Юлия, построенная Гаем Юлием Цезарем в 54 — 44 годах до н. э., была местом собраний римского сената и проведения судебных процессов. Базилика Эмилия была построена в 179 году до н. э.

На форуме также есть другие постройки, среди которых: Umbilicus urbis («пуп города») – руины небольшого храма на Римском форуме, который символизировал собой центр города и римского государства; Курия Юлия; Via Sacra (Священная дорога) — главная дорога римского форума; Мамертинская тюрьма; Вулканал — алтарь Вулкана, одно из старейших святилищ Рима; Озеро Курция — легендарное место на форуме.

К сожалению, до наших дней смогли сохраниться не все постройки: храм Януса, храм Юпитера Статора, Комиций, базилика Порция — первая базилика в Риме, конная статуя Домициана — монументальная бронзовая статуя императора в центре форума.

Колизей

Колизей

Колизей или амфитеатр Флавиев — грандиозное и наиболее известное сооружение Древнего Рима, сохранившееся до нашего времени. Построенный во время масштабной реконструкции Рима, на протяжении 4-х веков являлся наиболее престижным местом для развлечения жителей столицы и империи. Колоссальная арена, на которой плененные солдаты и рабы показывали свою боевую доблесть, со временем стала символом Рима.

Строительство Колизея началось в конце 71 – начале 72 г. н.э. Потребность римлян в культурных развлечениях заставила императора Веспасиана превратить обширный сад с прудом в новый центр общественной жизни – так появился амфитеатр. Он был возведен к 80 году н.э. в восточной части Римского форума. Такая великая постройка требовала огромных затрат, поэтому только что окончившаяся война с иудеями пришлась как раз кстати – появились необходимые средства, а также более 100 тысяч пленных рабов, которые добывали строительные материалы и доставляли их в столицу.

Амфитеатр вмещал в себя до 85 тысяч зрителей, которые с кровожадным удовольствием наблюдали за проходившими на арене гладиаторскими сражениями, боями с дикими животными, казнями, а также более «мирными» развлечениями – театрализованными представлениями или воссозданными историческими баталиями. В 5 веке н.э., когда Рим принял христианство, гладиаторские бои оказались под запретом, однако для развлечения все еще оставалась травля диких животных. В конце 6 столетия внутри Колизея построили небольшое святилище, а арена стала служить кладбищем.

В середине 14 века в Риме произошло мощное землетрясение, разрушившее внешнюю стену Колизея. Обломки стены начали активно растаскивать на строительство церквей, вилл, замков, госпиталей и т.д. В 16 веке Колизеем распоряжалась церковь, а в середине 18 века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви. В 19 веке велись масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и укреплению пострадавшего фасада. Сооружения приобрели современный вид во время правления дуче Муссолини.

Амфитеатр представляет собой эллипс размером 189 м на 156 м и площадью основания порядка 24 тысяч кв.м, а арена – овал с шириной 55 м и длиной 87 м. Уцелевшую часть Колизея составляют 3 яруса арок, установленных друг на друга. На трибуны вело 80 входов – 4 для знатных особ и 76 для обычных граждан. Главный северных вход предназначался для самого императора и его свиты. Зрители рассаживались исходя из своего статуса. Самой удобной была ложа императора, выше располагались ложи знати, ложа римских воителей, ложа знати, а уже после — для простых людей. Во времена Доммициана на крыше Колизея была еще одна ложа для рабов, женщин и бедняков, места тут были лишь стоячие.

Основу арены составлял плотный деревянный помост 83 на 43 метра, поверху щедро присыпанный песком. В наши дни от арены мало что осталось, зато можно рассмотреть то, что скрывалось под ней – глубокое подземелье, состоящее из системы двухуровневых тоннелей и клеток. Тут содержались гладиаторы и дикие звери, которых на арену поднимали с помощью 80 подъемников.

Неподалеку от Колизея располагалась одна из 4-х великих школ гладиаторов и школа воинов, специализирующихся на битвах со зверями.

Фонтан Моисей или Фонтан Аква Феличе

Фонтан Моисей или Фонтан Аква Феличе

Фонтан Аква Феличе, построенный в 1585-1588 годах, стоит на площади Сан-Бернардо. Вода в него попадала из акведука Аква Феличе, отреставрированного Папой Римским Сикстом V, урожденным Феличе Перетти. В 1585 году, когда Сикст V получил свой титул, людям, которые хотели испить чистой питьевой воды, приходилось проделывать путь к единственному фонтану, воду в который доставлял сохранившийся античный акведук Аква Верджине. Папа Римский решил исправить такую неподобающую ситуацию, восстановив другие акведуки, в том числе Аква Алессандрина, который он переименовал в Аква Феличе в свою честь.

Фонтан выглядит как античная триумфальная арка с большой статуей Моисея в центре – отсюда второе название, фонтан Моисея. Фасад Аква Феличе разделен на три зоны. В самом низу находятся три ниши, в которых стоят скульптуры. В центральной нише находится величественная статуя Моисея, который своим перстом указывает на источник воды. Эту статую неоднократно критиковали из-за большого размера, который не очень гармонирует со всей композицией фонтана. К тому же, в руках Моисей держит скрижали с десятью заповедями, однако их он получил лишь после того, как добыл воду из камня. Есть теория, что такая несогласованность в сюжетах и размерах скульптур случилась из-за того, что фонтан строили в большой спешке.

По бокам от Моисея в нишах находятся два барельефа, на которых изображены сцены из Библии. На правом барельефе можно увидеть Иисуса Навина, выбирающего солдат, пока они пьют воду, а на левом – Аарона, который в палящей пустыне смог привести иудеев к оазису. Перед каждой нишей стоит резервуар, вода в которые попадает из подножий статуй, в которых сделано подобие источника воды, чудом забившего из горы Хорив. Фонтан охраняют четыре льва – две мраморных статуи лежат перед центальной нишей, а две порфирных – по краям. Из открытых пастей львов в резервуары также струится вода.

Над нишами, в центре триумфальной арки, высечена длинная надпись, рассказывающая историю строительства Аква Феличе, даты проведения работ и участие во всем этом Сикста V. Верх арки венчают два ангела, держащих папский герб. Кроме этого, украшениями служат два обелиска и крест из позолоченной меди – можно сказать, визитная карточка всех сооружений, построенных при Сиксте V.

Фонтан Треви

Фонтан Треви

Фонтан Треви — это самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м, выполненный в стиле барокко. Был построен в 1732-1762 годах архитектором Николой Сальви, так же, как и плаццо Поли, к которому фонтан и примыкает.

До начала XVII века на месте фонтана находился скромный ключ, стекающий в каменную чашу, затем Папа римский Урбан III решил украсить центр столицы более импозантной архитектурой. Вода поступает в фонтан из акведука Аква Вирго, протяженность которого составляет целых 21 километр. У названия фонтана есть несколько версий происхождения. Согласно самому распространенному мнению, свое название фонтан получил благодаря площади Треви, на которой сходятся три крупные улицы Рима: специалисты по латыни утверждают, что итальянское «trevi» на самом деле произошло от искажения латинского «trivium», то есть – «трехпутье». По второй версии, фонтан назван в честь юной девы Тривии, которая сумела подсказать строителям акведука место, где пролегает ключ с питьевой водой.

Масштабная и невероятно зрелищная достопримечательность больше напоминает сцену из античной пьесы, чем источник чистой воды. Нептун, восседающий на морской раковине, которую тянут морские кони и тритоны, вырывается из пучин океана. За левым плечом морского бога, в нише фасада дворца Поли, находится статуя богини Здоровья, а за правым – богиня Изобилия. Над каменными фигурами находятся прекрасные барельефы. На правом барельефе юная девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим.

В правой части фонтана расположены «трубочки влюбленных». По поверью, молодые пары, попившие из них воды, будут любить друг друга и жить в согласии до самой старости. Кроме того, существует легенда, что если бросить монетку в фонтан, то ты вернешься в Рим еще раз. Две монеты – любовная встреча, три – бракосочетание, четыре – богатство, пять – разлука. Коммунальные службы Рима ежегодно вылавливают около 700 тысяч евро – неплохой приработок, верно?

Ватикан

Ватикан

Ватикан – это независимое город-государство, располагающееся в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от Тибра, суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Был основан согласно Латеранскому соглашению между итальянским государством и Римско-католической церковью в 1929 году.

Свое название город-государство получило благодаря холму Vaticanus, на котором оно расположено. Ватикан по периметру окружен средневековыми стенами, а на самой территории таятся прекрасные архитектурные творения – дворцовые комплексы, музеи, картинные галереи, прекрасные Ватиканские сады. В подчинении Ватикана находятся некоторые учебные заведения, например, Университет папы Урбана и Университет святого Фомы Аквинского.

Самыми знаменитыми достопримечательностями Ватикана, пожалуй, являются площадь и собор святого Петра, а также Сикстинская капелла. Площадь Петра, центр которой украшает двадцатиметровый египетский обелиск, является самой большой площадью Рима – её размеры составляют 340 на 240 метров. Обрамляет площадь колоннада из 284 колонн. Собор святого Петра, построенный в 17 веке, является уникальным памятником эпохи Возрождения. Лицевую часть собора украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Вальдье, и 13 статуй – пятиметровая статуя Христа, окруженная 11-ю апостолами и Иоанном Крестителем. Внутрь собора ведут пять ворот: Врата Смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла, Святые врата. Внутри собор поражает гармонией пропорций, большими размерами и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество уникальных произведений искусства.

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах, и снаружи представляет собой не особо примечательное церковное строение. Вся красота таится внутри – тут находятся работы таких великих мастеров, как Микеланджело, Боттичелли, Перуджино и других. Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева и тяготы человечества, лишенного Рая. Кроме прочего, у Сикстинской капеллы есть свой мужской хор, названный «папская капелла». Первый состав хора был организован еще при Сиксте IV, с тех пор попасть в хор считалось делом чести, и, кроме прочего, это приносило отличный доход.

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита — однопролётная арка из пентельского мрамора, расположенная в восточной части Римского форума, близ Колизея.

Она посвящена победе императора Тита над евреями в 70 г. н.э. В результате сражения в Иерусалиме был разрушен храм Соломона, а тысячи евреев попали в плен. Построена арка была императором Домицианом в 82 году н.э. после смерти императора Тита и, что интересно, именно руками тех самых рабов-евреев.

Высота арки составляет 15,4 м, в ширина – 13,5 м. Внутри пролета можно увидеть два барельефа: на первом изображено шествие с трофеями и пленными, захваченными в Иерусалиме, а на втором – сам император Тит, управляющей квадригой (античной двухколёсной колесницей с четырьмя запряжёнными лошадьми).

Арка декорирована коринфскими полуколоннами, а в углах возле пролета высечены четыре крылатых Виктории – богини победы. Ранее на вершине арки красовалась статуя Тита, но до наших дней она, к сожалению, не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

Интересно, что арка Тита не только послужила моделью для многих триумфальных арок, но еще и является мемориалом. Дело в том, что в аттике арки захоронен прах Тита. За всю историю Римской Империи столь высоких почестей были удостоены лишь три правителя: Цезарь, погребенный на Римском Форуме, Траян ­– в цоколе именной колонны, и Тит в своей арке.

Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре – одна из четырех главных базилик Рима. По легенде, одной летней ночью Папе Либерию приснилась сама Мадонна. Она повелела ему возвести церковь на том месте, где завтра выпадет снег. И каково должно быть было удивление Либерия, когда на следующее утро его оповестили, что на Эсквилинском холме действительно выпал снег! Папа Римский не медлил и тут же поспешил исполнять веление Пресвятой девы – так был заложен первый камень базилики, в 352 году н.э.

После базилика неоднократно расширялась, украшалась, сюда свозились новые и новые реликвии. Многие Папы считали долгом внести свою лепту в улучшение церкви. Так, в 440-х годах, Папа Сикст III первым велел перестроить базилику, затем, в 1377 году Папа Григорий XI достроил колокольню. Она считается самый высокой в Риме, целых 75 метров, а один из пяти колоколов звонит ровно в 9 вечера, дабы укрепить веру молящихся. Архитектор Фердинандо Фуга, занимавшийся внутренним убранством церкви, также усовершенствовал и внешний вид, добавив пристройку лоджии с портиком.

Внутри базилика во многом сохранила свой первозданный вид. Украшают церковь прекрасные мозаики, поражающие своей красотой и яркостью красок. Здесь можно увидеть сюжеты из Ветхого Завета, Благовещение, рождение Христа, Коронование Марии и множество других. Потолок базилики выполнен из дерева, а сверху покрыт золотом – согласно традиции, для позолоты использовали золото из первой партии, привезенной из Нового света, полученное в дар от испанского королевского дома. Пол Санта-Марии-Маджоре украшен красивыми геометрическими орнаментами

Под главным алтарем находится Святая колыбель – бесценная реликвия церкви. Коленопреклонённая статуя Папы Пия IX выражает почтение и веру к древней святыне. Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус. Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио. Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардиналам и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим изысканным убранством.

Виолетта Жигулина